«Секрет Полишинеля» («un secret de Polichinelle») — этот фазеологический оборот известен, наверное, каждому. Такой секрет очень быстро становится достоянием общественности, но кто же такой Полишинель?
Полишинель — комический персонаж французского кукольного театра. Этот герой во многом похож на русского Петрушку или английского Панча. Во Францию этот персонаж прибыл из Италии, где в комедии дель арте его называли Пульчинелла.
Набор масок (то есть ролей) был разнообразным, но основные персонажи регулярно повторялись. Например, именно оттуда происходит всем известный Арлекин (он же Труффальдино). Имя же Пульчинеллы, скорее всего, произошло от итальянского слова «pulcino» («цыплёнок»), что отражалось и внешне: нос у нашего героя похож на клюв.
В итальянских уличных представлениях Пульчинелла часто говорил либо несуразные вещи, либо преподносил известные всем сведения под видом «великой тайны». Например, заговорщицким тоном рассказывал о том, кто сейчас правит страной. Фразеологизм же родился из собственно секрета Полишинеля.
В театральных представлениях у этого персонажа есть жена — Коломбина. Женщина изменяет своему благоверному с не менее задорным и озорным Арлекином. Нерадивый супруг не догадывается об этом, однако все вокруг прекрасно знают об адюльтере, но предпочитают молчать.
Кроме того, у Полишинеля была запоминающаяся внешность: горбы на спине и груди, крючковатый нос, волевой подбородок, красный колпак и кафтан, а в руках он держал дубинку. С помощью этой дубины он выпутывался из различных авантюр и справлялся с неприятностями.
Такой вид народного театра получил географическое распространение. Неудивительно, что это итальянское явление оказало влияние на культуру других стран, в том числе и Франции.
Полишинеля можно встретить во многих французских пьесах. Он слыл шутом— задиристым насмешником, хитрецом и любителем сплетен. Полишинель неоднократно высмеивал придворных, судей, представителей церкви, писателей и общественных деятелей. Именно ему доставались самые острые реплики на тему политики.
Он выступал в роли ведущего кукольного спектакля, сообщая зрителям громким шепотом сведения о героях или о том, как будут развиваться события. Популярности ему добавила пьеса «Мнимый больной», где Мольер подарил герою официальное литературное бытие.
В виде марионетки персонаж часто пестрил остротами в сторону аристократов. Например, критиковал кардинала Мазарини. Но ввиду революционных настроений Полишинель даже попал под запрет, что обусловило еще большее любопытство у зрителей. Правительство же не хотело слышать публичные насмешки в свой адрес.
На рубеже XVIII—XIX вв.еков на улицах Парижа появляются молодые люди в укороченных рединготах, с немыслимым начесом на голове. Такое движение выражало явный протест в отношении действующего строя, а подобных смельчаков стали называть полишинелями.