Филип Зимбардо — социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, давшего такие потрясающие результаты, что его пришлось прервать на шестой день (планировалось две недели). Главный и убийственный в свой очевидности результат — человек не просто склонен к насилию, а получает удовольствие от чужих страданий. Вот этот кайф от чужой боли и унижения, пожалуй, — самый страшный результат эксперимента. Расчеловечивание происходит стремительно: шесть дней — и вчера ещё нормальные люди превращаются в конченых уродов, им хочется ещё и ещё, и сами они не остановятся, потому что их новая социальная роль внезапно пробудила их скрытые возможности.
В свое время Ханна Арендт удивлялась, что садизма нет среди смертных грехов, хотя что может быть ужаснее и бесчеловечнее. Кроме того, садизм присущ лишь человеческой природе. Ни одно животное не будет терзать ради удовольствия.
Любопытно, что эксперимент был остановлен, когда невеста Зимбардо аспирантка Кристина Маслах, принимавшая участие как наблюдатель, усомнилась в необходимости и вообще допустимости продолжения исследований после первых ошеломительных результатов. Она была единственной из 50 наблюдателей, кто поднял вопрос об этичности продолжения эксперимента. Позже она станет профессором и ведущим научным специалистом университета Беркли.
Подобные эксперименты проводил соратник Зимбардо Стэнли Милгрэм, начинавший свои изыскания, чтобы понять причины массового психоза в нацистской Германии. Его интересовало — как такое могло случиться не с идеологами и карьеристами рейха, а с обычными людьми. Милгрэм пошел чуть дальше Зимбардо, и результаты его экспериментов еще убедительнее.
А Зимбардо позже напишет книгу «Эффект Люцифера». Там не только о том, что зло изначально укоренено в человеческой природе и может поглотить каждого в любой момент, но и о том, что сопротивляться злу тоже в человеческой природе. В книге даже есть своего рода методичка сопротивления.
Самый главный пункт, на мой взгляд, и самый внятный — не бойтесь остаться в меньшинстве, отстаивая свои взгляды и убеждения, не бойтесь одиночества. Не только подростков заносит в дурные компании, потому что им хочется быть частью чего-то крутого, сильного, властного, модного. Взрослых людей заносит гораздо чаще, собственно, вся история человечества — это Стэнфордский эксперимент. И его результаты. Штука ещё в том, что любая массовая мерзость всегда направлена на подавление индивидуальной воли и разума. Любая массовая мерзость — от религиозной, «философской», «развивающей» секты до государственной — всегда держится на подавлении и беспрекословном подчинении.
Человек, оказавшийся в силу различных причин в группе, компании, структуре, движении, корпорации, которые строятся на принципах и правилах, для него неприемлемых, очень быстро может усомниться в себе, а не в правилах компании или принципах корпорации. Быть в меньшинстве, в одиночестве — история всегда психологически стремная. Но Зимбардо говорит нам — не бойтесь!
На первый взгляд, технологии подавления личной воли, которые, кстати, широко используются на каждом шагу в современном мире — от тупых ИПСО до партий и госструктур — не очень связаны со Стэнфордским экспериментом. Да, его цель заключалась в другом. Но пробуждение внутреннего зверя напрямую связано с явлением массового психоза. Это как вирус. Сперва видят, что происходит, но молчат и терпят, потом делают так же, потому что все так делают, а потом входят во вкус.
Эксперимент Зимбардо, с одной стороны, убивает веру в человечество, которое в массе своей, видимо, никогда не избавится от природной страсти терзать ближнего, упиваясь властью. С другой, есть пример самого Филипа Зимбардо, прожившего долгую, содержательную жизнь.
Вырастить в себе чудовище всегда гораздо проще, чем бороться со своим внутренним зверем каждый день. Зверя, как и раба, выдавливать из себя придется всю жизнь. Это плохие новости. Не очень приятно, но по-другому никак. С внутренним зверем, как и с рабом, — «зазевался, не уследил, расслабился — и вот уже валяешься на татами с топором в спине и три раза нахуй посланный», как говорил великий Горчев.
«Достоевский считал, что нет ничего проще, чем осуждать тех, кто творит зло, и ничего труднее, чем понять их. Понять — не значит простить. Психология — не наука о том, как прощать». Филип Зимбардо, выступление «Как обычные люди становятся чудовищами… или героями», 2008.
Не бойтесь!