Это единственная картина Жукова Дмитрия Егоровича в собрании Третьяковской галереи.
В экспозиции её не встретишь, значит похоронена в запасниках.
Сюжет простой, а вопрос, который обсуждается
персонажами очень сложный.
Священник синодальной церкви с супругой в доме у купца-старообрядца, они ведут диспут об истинной вере, каждый апеллирует к своей книге на столе.
Священник увещевает, а старообрядец возражает и указывает правой рукой то ли на небо в окне, призывая Господа, то ли на богослужебные книги на верхней полке, к которым тянется другой старовер, чтобы достать и показать точную цитату.
В это время супруга купца в туго заколотом платке и сарафане, с лестовкой (старообрядческие чётки) на запястье убежденно показывает, как правильно нужно креститься — двуперстно, и во всем облике ее видна решимость, а матушка-супруга священника в завязанном чепце в ответ только растерянно всплескивает руками.
В центре картины мужчина в традиционном старообрядческом кафтане наливает гостю рюмку. В красном углу иконы деисусного чина.
Кстати, за «Спор о вере» Д.Е. Жуков получил от Академии звание классного художника третьей степени, а это в те времена было признанием мастерства.