Душа (старославянский — доуша, греч.[псих'и], лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена Божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.
В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека.
В устаревшей психологической терминологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
В индийской философии — Атман (санскр., «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, Абсолют, осознающий своё собственное существование.
Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ.
После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть Абсолют, и я это знаю» — Абсолют (человек) осознаёт своё существование.
В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного сознания» Атман соотносится с верховным объективным принципом, «абсолютным бытием» — Брахманом, в предельном случае отождествляясь с ним.
Человек — это название совокупности различных целостей: целого материального тела (кайя), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно тому как колесница — совокупность колёс, осей, оглоблей и т. д.
Существование человека зависит от этой совокупности, и когда она распадается, человек перестаёт существовать.
Душа или Я означает не что иное, как эту совокупность.
В индийской философии — джива (санскр.) — понятие в индийской религиозно-философской традиции, обозначающее духовное, вечное живое существо, отдельную душу. Имеет некоторое сходство с европейским понятием «душа», тесно связано с индийским понятием Атман.
В джайнизме противоположностью «дживы» является «аджива» (санскр. — «неживые субстанции»).
Согласно джайнской философии в состоянии полной неразвитости джива принимает форму, называемую нигода.
В писаниях джайнизма и индуизма конечная цель дживы описывается по-разному, в зависимости от конкретной философской школы:
— «освобождение» от материального существования (санскр. — мокша);
— обретение чистой любви к Богу (санскр. — бхакти);
— освобождение от счастья и скорби материального мира, всё ещё пребывая в нём (санскр. — дживанмукта).
В «Бхагавад-гите» джива (душа) описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
В «Бхагавад-гите» сказано, что джива не принадлежит к материальному миру, а имеет «духовную» природу.
В процессе реинкарнации, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей кармы и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело. " … Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и джива входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные."
В буддизме — понятие души рассматривается в зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере:
— Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти;
— Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека;
— Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель — Будда.
Гаутама Будда хранил «благородное молчание» в ответ на вопросы о том, является ли Джива и тело одним и тем же или разным.
В средневековой еврейской философии — учение о душе формировалось под сильным влиянием Платоновского дуализма духа и материи, а затем Аристотеля.
Несмотря на определённые различия концепций, философы разделяли точку зрения, согласно которой душа не погибает вместе с телом и несёт ответственность за содеянное человеком в земной жизни.
В Талмуде — душа мыслится как независимая от тела сущность (Хаг. 12б), как та часть человека, которая непосредственно создана Богом (Нид. 31а).
По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра; Шаб. 105б).
Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
В Каббале — душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме (или мировой душе) и возникающая как эманация последнего.
Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив своё назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.
Согласно учению каббалы душа состоит из пяти ступеней, соответствующих пяти уровням чувств — нефеш, нешама, руах, хая, ехида. И если первые три из них находят проявление в человеке, то другие две, самые высокие — ещё недоступны для нас.
В Библии — слово «Душа» имеет шесть значений:
1) Человек. (Быт.2:7) «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
2) Живое существо. (Быт.1:20) «И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной [И стало так.].»
3) Жизнь. (Мф.10:39) «Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её.»
4) Внутренний мир человека. (Деян.4:32) «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.»
5) Одна из трёх сущностей человека. (1Фес.5:23) «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.»
6) Бессмертный дух человека. (Откр.6:910) «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»
Понятию «душа» в Библии соответствует еврейское слово нефеш и греческое — псих'и. Эти слова встречаются в Священном Писании более 800 раз.
На стыке иудаизма и христианства — иудеи новозаветных времён расходились в понимании сути души.
Фарисеи считали, что душа бессмертна и может существовать вне тела до воскресения из мёртвых.
Саддукеи учили обратному, что душа умирает вместе с телом, ибо, говорят саддукеи, нет ни воскресения, ни Ангела, ни Духа. Фарисеи, с другой стороны, признают и то и другое.
В христианстве — составляющие человека — это душа, дух и тело. Люди часто путают понятия душевность и духовность, дух и душа.
Дух и душа имеют разную природу и отличаются друг от друга, но в то же время они едины.
В православии душа — это дуновение Бога, именно он вдохнул душу в человеческое тело. Именно он и забирает душу после смерти человека, что значит, что душа бессмертна.
Душа наполняет тело человеческое во время зачатия, а куда душа попадёт после смерти — это напрямую зависит от человека.
В теософии — Душа, телесным проводником которой является астральная, эфиро-субстанциальная оболочка могла умереть, а человек мог ещё продолжать жить на Земле.
То есть, Душа могла освободиться и покинуть своё обиталище из-за различных причин, подобных сумасшествию, духовной и физической развращённости и т. д.
Возможность для Души — т. е. для вечного Духовного Эго — обитать в невидимых мирах в то время, когда её тело продолжает жить на Земле, является преимущественно Оккультной Доктриной, особенно в китайской и буддийской философии.
Много вокруг нас бездушных людей, ибо подобные случаи встречаются, как среди злобных материалистов, так и среди лиц, «которые, продвигаясь в святости, никогда не обращаются назад». (Блаватская Е.П., «Тайная доктрина», т.1, ст. 7, шл.3)
Философы, и особенно те, кто были посвящены в мистерии, верили, что астральная душа является неосязаемым дубликатом грубой внешней формы, которую мы называем телом.
Она есть то, что кардесисты называют около-духовной, а спиритуалисты — духовной формой. Над этим внутренним дубликатом, освещая его, как тёплый луч солнца освещает землю, оплодотворяя зародыш и вызывая к духовному оживлению спящие в нём свойства, витает божественный дух.
Астральное около-духовное содержится и заключается в физическом теле, как эфир в бутылке или магнетизм в намагнитизированном железе. Оно есть центр и силовая машина, питаемое из энергиальных запасов Вселенной и движимое теми же самыми общими законами, которые царствуют во всей природе и производят все космические феномены.
Присущая ему деятельность является причиною беспрестанной физической деятельности животного организма, что в конечном счете приводит к разрушению последнего через изнашивание и к собственному уходу.
Оно есть пленник тела, а не добровольный жилец-арендатор. Оно испытывает такое мощное притяжение ко внешней Вселенской силе, что после изнашивания своей оболочки убегает к ней.
Чем сильнее, грубее, материальнее обволакивающее его тело, тем дольше срок его заключения.
Некоторые лица рождаются с настолько особенной организацией организма, что та дверь, которая закрывает другим людям доступ к сообщению с астральным миром, легко может быть отомкнута и открыта, и их души могут заглянуть в него, или даже переходить в тот мир и снова возвращаться. (Блаватская Е.П. — Разоблачённая Изида т.1 гл.6)