Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Павел Рыженко - "Великое стояние на реке Угре"

17 октября 1480 г., 544 года назад, началось знаменитое «стояние на Угре»

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.
***
Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины — преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках).
Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл — идея единства и непобедимости Святой Руси, — заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

*
Очень рекомендую смотреть полотно в большом разрешении, тогда вы сможете увидеть все детали.

Павел Викторович Рыженко (11 июля 1970, Калуга — 16 июля 2014, Москва) — русский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

Опубликовала    16 окт 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Апполинарий Васнецов - картина "Новгородский торг 17 века"

Аполлинарий Васнецов получил известность и признание современников как мастер эпического пейзажа, однако не менее значимыми в его творчестве были картины на темы русской истории.
Хотя большая их часть посвящена истории, архитектуре и быту Москвы, художник уделил особое внимание и одному из древнейших русских городов — Великому Новгороду.

Интерес к Новгороду возник в период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра. Васнецов дважды побывал в этом горо…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 июн 2024