Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Михаил Шибанов - картина "Празднество свадебного договора", 1777 год

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой».
Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями.
Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

***
Михаил Шибанов первым из русских художников обратился к народным образам и темам из крестьянской жизни.
Судя по надписи на обороте полотна, художник знал уклад жизни и обряды суздальских крестьян.

О сущности празднества мы узнаем из старинных описаний: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим». Именно этот торжественный момент и показан на картине.

У покрытого белой скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, взявшись за руки, жених и невеста в праздничных одеждах.
На женихе голубоватый кафтан, зеленоватое полукафтанье и розовая, вышитая по краю рубаха.

Особенно нарядно одета невеста. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка и парчовый белый сарафан, вышитый цветами. Поверх него надета золотистая с красным шитьем душегрея — короткая распашная жилетка.
Шея украшена речным жемчугом, на груди ожерелье, в ушах серьги. На голове расшитая золотом повязка — девичий убор, и фата из клетчатой ткани («коноватки»).

Гости и родственники также празднично одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах.

Шибанов пишет костюмы с этнографической точностью. Это придает особую достоверность происходящему.
Художник использует приемы классического построения картины.
Действие развертывается в неглубоком пространстве с ясно обозначенным центром и строгой соразмерностью всех частей.
Шибанов достигает убедительной конкретности в трактовке образов, естественности всей сцены.
Цветовая гамма отличается сдержанностью и благородством. Она строится на сочетании теплых оттенков красного и коричневого, при наличии и более холодных изысканных тонов.

Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи — создания правдивых и жизненных образов.
Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера.

Картина происходит из собрания Ф.П. Макеровского, незаконнорожденного сына П.М. Нестерова.
Нестеров владел селом Татаровым, где была написана картина. Он приходился братом А.М. Нестеровой, супруги адмирала А.Г. Спиридова, членов семьи которого также портретировал художник.

Опубликовала    15 окт 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Иван Августович Вельц - картина "Листопад", 1905 год

Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (1866, Самарская губерния — 1926, Ленинград) — российский и советский пейзажист австрийского происхождения, живописец и график.
В 1885 году будущий живописец поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ), где обучался в классе пейзажной живописи Михаила Константиновича Клодта (1832−1902).
Важно отметить, что Иван Августович также сотрудничал с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ). В своем творчестве он умело использовал находки и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 сен 2024

Владимир Маковский - картина «Оптимист и пессимист»

Немногие из нас могут с первого взгляда на незнакомого человека с уверенностью сказать оптимист он или пессимист. Тем более удивительным представляется мастерство Владимира Егоровича Маковского, который умел создать на полотне персонажа, по внешнему облику которого, по мелким, но точно найденным деталям, по выражению лица, позе, взгляду зритель сразу понимал характер, темперамент, особенности мировосприятия этого героя.

Жанрово-бытовая живопись, в которой Маковский был особенно силён, предостав…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  25 сен 2024

Илья Ефимович Репин -картина "Садко"

Эта картина изображает сказочный подводный мир с его замками, красавицами-русалками, диковинными растениями, рыбами и другими морскими обитателями.
Главный герой здесь — мужчина, которого не прельщают диковинные девушки. Он смотрит вверх, на простую русскую крестьянку.

Картину написал знаменитый Илья Репин по мотивам известной новгородской былины о гусляре и купце Садко.
Согласно сказаниям, Садко из-за бури попал на дно морское, где морской царь заставил его выбирать себе невесту из 900 девиц…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 окт 2024