На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой».
Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями.
Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
***
Михаил Шибанов первым из русских художников обратился к народным образам и темам из крестьянской жизни.
Судя по надписи на обороте полотна, художник знал уклад жизни и обряды суздальских крестьян.
О сущности празднества мы узнаем из старинных описаний: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим». Именно этот торжественный момент и показан на картине.
У покрытого белой скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, взявшись за руки, жених и невеста в праздничных одеждах.
На женихе голубоватый кафтан, зеленоватое полукафтанье и розовая, вышитая по краю рубаха.
Особенно нарядно одета невеста. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка и парчовый белый сарафан, вышитый цветами. Поверх него надета золотистая с красным шитьем душегрея — короткая распашная жилетка.
Шея украшена речным жемчугом, на груди ожерелье, в ушах серьги. На голове расшитая золотом повязка — девичий убор, и фата из клетчатой ткани («коноватки»).
Гости и родственники также празднично одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах.
Шибанов пишет костюмы с этнографической точностью. Это придает особую достоверность происходящему.
Художник использует приемы классического построения картины.
Действие развертывается в неглубоком пространстве с ясно обозначенным центром и строгой соразмерностью всех частей.
Шибанов достигает убедительной конкретности в трактовке образов, естественности всей сцены.
Цветовая гамма отличается сдержанностью и благородством. Она строится на сочетании теплых оттенков красного и коричневого, при наличии и более холодных изысканных тонов.
Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи — создания правдивых и жизненных образов.
Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера.
Картина происходит из собрания Ф.П. Макеровского, незаконнорожденного сына П.М. Нестерова.
Нестеров владел селом Татаровым, где была написана картина. Он приходился братом А.М. Нестеровой, супруги адмирала А.Г. Спиридова, членов семьи которого также портретировал художник.