— Одна из тем, на которые спорить бессмысленно —
"Религия заключается в добре, а не в жалкой теологической болтовне." (Вольтер)
«…Ещё более разрушительны и бессмысленны споры о религии. Религиозные споры нередко переходят в полный разрыв отношений, рукоприкладство, драки, а в глобальном масштабе, сопровождаются войнами. Войны эти, страшные и кровавые, начались в Европе в XVI веке между католиками и протестантами (сегодня они живут в мире и согласии) и докатились до ХХI века войнами, не менее страшными и кровавыми, между шиитами и суннитами, а также между ИГИЛ, другими террористическими, исламскими группировками и цивилизованным миром.
Не подводит ли это к мысли, что не стоит спорить о религии? Любое несогласие с тем, во что верит собеседник, зачастую, воспринимается как личное оскорбление. Я, например, зарёкся касаться религиозной темы в разговорах с глубоко верующим другом. Как-то признался ему, что хотя и верю в существование Всевышнего, но некоторые незначительные сомнения у меня присутствуют. Признание надолго испортило наши отношения.
Агрессивно-острыми могут стать споры о религии не только между верующими разных конфессий, но и между верующими и атеистами. Ни те, ни другие не могут доказать свою правоту и споры становится ещё более бессмысленными.
Как правило, в спорах на религиозную тему представители той или иной конфессии обвиняют оппонентов, в том, что они верят „неправильно“. Не в ту религию, а если в ту, то не так как положено. Например, не соблюдают необходимые ритуалы. Вспоминается описанный в „Еврейской газете“ Германии случай, когда руководители синагогальной общины запрещали женщине возлагать цветы на могилу мужа (только камешки) и в результате она, глубоко обиженная, перестала посещать общину. Я тогда написал статью „Доброта важнее ритуала“, которая вызвала множество, в основном, негативных откликов.
При этом спорщики упускают важный психологический фактор. Они не понимают, что верящие „неправильно“, в силу обстоятельств (место рождения, религиозные взгляды родителей, религиозное воспитание или отсутствие такового) не могут верить иначе. Это почти исключено. Они не понимают, что если ты родился в мусульманской стране и получил религиозное воспитание, то, что называется, обречён стать мусульманином. В христианской, при тех же условиях — христианином. В Израиле — иудеем. Человек несёт в себе печать детского восприятия, избавиться от которой, практически, невозможно. Отдельные исключения подтверждают правило.»
Даже если вы уверены в своей правоте. Невероятно редко, практически, никогда, удаётся кого-нибудь переубедить, в то время как друга вполне можно потерять.