Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Суриков -картина "Переход Суворова через Альпы"

Картина представляет зрителю один из самых удивительных случаев русской военной истории. Пример той необъяснимой, неразгаданной и наводящей ужас на противника, удали русских солдат. Автору удалось передать атмосферу события, удачно подобрать образы для работы, передать само движение, эмоции.

Не может не поражать точность деталей, скрупулезно прописанные лица солдат, композиционная оригинальность работы.

Летят в пропасть русские воины, подбадриваемые своим командиром. Сама фигура гениального полководца не сразу бросается в глаза. На нее указывают взгляды двух солдат, отвечающих улыбкой на шутку Суворова.

Облака, расположенные на расстоянии вытянутой руки от людей, свидетельствуют о той высоте, на которой разворачивается действие картины. Белый, слепящий альпийский снег и лед, синеватые скалы — заслоняют небо.

Поражает готовность солдат последовать туда, куда приказал командир. За этим стоит полное доверие и уверенность в неоспоримом военном таланте Суворова. Сам полководец изображен миниатюрным, седоволосым, но бесстрашным. Спокойствие его восхищает еще больше, если сравнить его с той паникой, в которой пребывает конь полководца, напуганный пропастью. Художник сконцентрировал свет на фигуре военачальника. Его голову словно окружает сияние.

Солдатский строй постепенно разрушается. Если в верхней части картины еще угадывается походный строй, то в нижней уже чуть ли не свободное скольжение вниз.

Известно, что автору долго не удавалось передать это ощущение движения. Самые большие трудности были с фигурой солдата в самом низу работы. Он никак не «хотел» скользить.

Чем дольше вглядываешься в детали картины, тем ярче ощущаешь все величие и тяжесть перехода: с пушками, в полной амуниции, без какого-то ни было снаряжения.

Автор не скрывает всю тяжесть военной операции. Зрителя привлекает образ солдата, осеняющего себя крестным знамением, очень эмоционально «выписан» солдат, только начинающий соскальзывать по ледяному склону (распахнутые от ужаса глаза — главная деталь), бледное от страха лицо артиллериста и т. д. Кажется, уже в следующую секунду вся солдатская вереница ринется в пропасть.

Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос.
При внимательном рассмотрении, можно заметить несколько деталей, опровергающих первое впечатление: полковые знамена бережно зачехлены, надежно защищены крепкими руками знаменосцев. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. Он столь же торжественен и сейчас. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Через секунду ему предстоит сложнейший спуск, но сейчас он крепко держит барабан, готовый в любой момент выполнить свою обязанность.

Выделяются в войске казаки. Их поведение отличается от действий солдат регулярного строя. Вооруженные пиками, они оценивают новые, непривычные для себя условия с точки зрения не воина, а разведчика, попавшего в сложные условия. Один из них внимательно следит за теми, кто начинает скользить по склону, чтобы в последний момент выбрать оптимальный способ спуска.

Работу можно рассматривать бесконечно. Каждый раз открывая что-то новое, особенное, ранее незамеченное.

Опубликовала    06 окт 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024