Человеческое сострадание к трагическим моментам истории отражается и в творчестве живописца Сергея Иванова.
«Баскаки» — одно из последних его произведений. Творческий путь Иванова — это жажда передать всю боль народа, повседневную жизнь древней Руси, с ее сложностями и лишениями, а вовсе не яркие, героические битвы и победы.
Порабощенный, народ, вынужденный платить буквально чтобы продолжать жить, не сломлен.
Он сохранил самобытность и привычный жизненный уклад. Иванов прекрасно изобразил тот момент, когда баскак-откупщик, не соизволив даже слезть с лошади, глядит на разложенную перед ним подать. Эта утварь — плоды труда разных ремесленников. Предметы сверяют со списками и уносят в телегу вынужденные помогать во всем этом варварстве русские, что видно на втором плане.
Как подать уйдут не только лучшие изделия деревенских умельцев: приготовленные в качестве рабов парни и девушки связанными стоят на коленях. Они в композиции — яркие пятна на переднем плане, как олицетворение кажущегося бесконечным плена русичей. Разрозненных, без шанса на сопротивление.
Вокруг главного баскака, словно черные тени, бледная, но неизбежная армия татаро-монгольской орды. Они всегда готовы начать грабить и убивать присутствующих подданных по одному лишь взмаху руки представителя ханского двора. Будь причиной недостаток предметов подати или что-то иное.
Сюжет не оставляет возможности противиться: он поглощает эффектом присутствия, зритель мгновенно сопричастен и сопереживает происходящему. Этот самый эффект для картины — нечто новое для того периода, начало модерна в исторической живописи.
Выразительные позы и контуры, яркость и чистота палитры, лаконичность, переплетающаяся с декоративностью, острое ощущение драмы — особенности картин Иванова, который не довольствовался милым бытом в исторических сюжетах.