Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Сергей Иванов - картина "Баскаки"

Человеческое сострадание к трагическим моментам истории отражается и в творчестве живописца Сергея Иванова.

«Баскаки» — одно из последних его произведений. Творческий путь Иванова — это жажда передать всю боль народа, повседневную жизнь древней Руси, с ее сложностями и лишениями, а вовсе не яркие, героические битвы и победы.

Порабощенный, народ, вынужденный платить буквально чтобы продолжать жить, не сломлен.

Он сохранил самобытность и привычный жизненный уклад. Иванов прекрасно изобразил тот момент, когда баскак-откупщик, не соизволив даже слезть с лошади, глядит на разложенную перед ним подать. Эта утварь — плоды труда разных ремесленников. Предметы сверяют со списками и уносят в телегу вынужденные помогать во всем этом варварстве русские, что видно на втором плане.

Как подать уйдут не только лучшие изделия деревенских умельцев: приготовленные в качестве рабов парни и девушки связанными стоят на коленях. Они в композиции — яркие пятна на переднем плане, как олицетворение кажущегося бесконечным плена русичей. Разрозненных, без шанса на сопротивление.

Вокруг главного баскака, словно черные тени, бледная, но неизбежная армия татаро-монгольской орды. Они всегда готовы начать грабить и убивать присутствующих подданных по одному лишь взмаху руки представителя ханского двора. Будь причиной недостаток предметов подати или что-то иное.

Сюжет не оставляет возможности противиться: он поглощает эффектом присутствия, зритель мгновенно сопричастен и сопереживает происходящему. Этот самый эффект для картины — нечто новое для того периода, начало модерна в исторической живописи.

Выразительные позы и контуры, яркость и чистота палитры, лаконичность, переплетающаяся с декоративностью, острое ощущение драмы — особенности картин Иванова, который не довольствовался милым бытом в исторических сюжетах.

Опубликовала    02 окт 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024