именно гарнитуром гостиных стульев, появление которого в картине обросло множеством легенд. Гамбсовы стулья из мастерской «Мосфильма»
Леонид Гайдай был известен тем, что тщательно готовился к съемкам и уделял внимание буквально каждой детали. Естественно, что в фильм, где, можно сказать, основными персонажами становятся стулья, он бы не взял первую попавшуюся мебель. Гайдай хотел непременно как в романе:
«Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работа мебельной мастерской Гамбса».
Генрих Даниэль Гамбс, основатель знаменитой мастерской, действительно существовал. И на самом деле поставлял роскошные мебельные гарнитуры императорскому двору.
Особенно славились изящные гамбсовы стулья и кресла с мягким сиденьем и спинкой, обитые английским ситцем. Эта мебель появляется во многих произведениях русской литературы. Например, в неоконченной повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» упомянут «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах», а в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Кирсанов «сидел на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь». В какую же еще мебель могла припрятать фамильные сокровища мадам Петухова, как не в такие шикарные стулья?
Остап Бендер уничтожал стулья без жалости
Вот только найти подлинный гарнитур даже в Санкт-Петербурге XIX в. было делом непростым. Популярную мебель мастерской Гамбса научились так хорошо подделывать, что уже было не разобрать — где оригинал, а где стилизация. Заполучить же настоящие стулья в советское время было чем-то на грани фантастики.
Существует легенда, что Гайдай и его ассистенты разыскивали гамбсовы стулья по всей Москве: давали объявления в газетах, спрашивали через знакомых, интересовались в антикварных лавках. Удалось найти только один стул, но хозяйка наотрез отказалась его продавать.
По другой версии, Гайдай собирался заказывать гарнитур у заграничных краснодеревщиков, потому что никто из отечественных мастеров не мог изготовить достойную реплику. Но, понятное дело, бюджет советских кинокартин таких издержек не потянул бы.
для съемок было заготовлено около 40 стульев, потому как ломали и трепали их щедро. Едва ли Гайдай собирался так обращаться с дорогой антикварной мебелью.
А главное — гостиный гарнитур тещи Кисы Воробьянинова за несколько лет до съемок «12 стульев» засветился в фильме «Деловые люди». Режиссером, к слову, тоже был Леонид Гайдай. Так что великолепные гамбсовы стулья, вполне вероятно, были изготовлены прямо на киностудии.
Универсальный гарнитур
Мадам Петухова вообще оказалась женщиной не жадной, потому что после «12 стульев» ее гарнитур появляется и в других картинах. Не пропадать же добру.
В фильме «Вокзал для двоих» в одной из сцен герои сидят за столом, а перед ними в кадр попадают стулья из культовой комедии. В картине «Самая обаятельная и привлекательная» также есть эпизод, в котором можно увидеть гамбсов гарнитур.
Российский фильм Владимира Меньшова «Зависть богов» стал своеобразной хроникой периода российской истории. В одной из сцен этого фильма можно увидеть знаменитый гарнитур из гайдаевской комедии.
Сразу после выхода фильма «12 стульев» гарнитур стал предметом восторженных отзывов со стороны зрителей. Стиль и изысканность стульев вдохновляли производителей мебели, многие стали искать подобные стулья для своих домов. К сожалению, оригинальные стулья из фильма едва ли сохранились. Часть была поломана во время съемок, некоторые остались на киностудии. Известно также, что несколько стульев Гайдай выкупил и поставил у себя дома.
Интересно, что сейчас настоящий гарнитур Гамбса сам бы стал сокровищем. Последний раз гамбсовы стулья продавались в 2006 г. на аукционе в Париже и стоили не меньше, чем клад мадам Петуховой.