Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Александр Бейдеман - картина "Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии", 1857

Художники тоже люди. В том смысле, что время от времени им приходится спускаться с высот Олимпа своего вдохновения и решать совершенно банальные житейские проблемы, те же самые, что и у всех остальных не столь талантливых и одаренных сограждан.
В том числе, это и проблемы со здоровьем, ведь талантливые люди болеют столь же часто, как и обычные, если не чаще.

Конечно, как и всем прочим людям, художникам совершенно не хочется отдавать себя в руки медиков, людей по определению черствых и циничных, склонных мучить всякими неприятными процедурами и без того страдающего пациента. И вот тогда на сцену и выходят врачи-гомеопаты, милые и внимательные, с индивидуальным подходом и пригоршнями сладких шариков, которые по идее должны излечивать любого и от любой болезни.

И весьма симптоматично, что в конце концов Гомеопатия (с большой буквы, как некое персонифицированное божество) стала героиней полноценного художественного произведения — картины художника Александра Бейдемана «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии».

Вообще-то Бейдеман был стопроцентным мастером исторической живописи, который почти никогда не отступал от избранного жанра.
Но в то же время нельзя считать его академическим сухарем, поскольку одно время он плотно сотрудничал с журналом «Ералаш» Михаила Неваховича, для которого выполнил много юмористических рисунков. Он писал и карикатуры на коллег по цеху.

Своеобразна стилистика картины, сочетающая высокопарный слог аллегории с сатирой. Живописец соединяет в одном произведении формы академического классицизма и иронию, свойственные журнальной графике середины 19 века и полотнам Павла Федотова, с которым Бейдеман был дружен.

Так что картину под названием «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» не стоит воспринимать слишком однозначно и прямолинейно. Бейдеман написал ее в 1857 году в Мюнхене предположительно по заказу известного русского врача-гомеопата Евгения Габриловича.

Вообще гомеопатия в России начала развиваться с 1820-х годов, когда эту новую методику почти одновременно привезли в нашу страну европейские врачи Шеринг, Штегеман и Бижель.

С 1830-х годов благодаря усилиям страстного фаната гомеопатии графа Н.С.Мордвинова в России официально была разрешена частная гомеопатическая практика и открыты первые гомеопатические аптеки.

На картине Александра Бейдмана мы видим две основных группы персонажей:

В правой части картины находятся положительные персонажи картины. Их освещает золотистый свет, очевидно символизирующий божественное милосердие.
На заднем плане в белом одеянии и небесно-голубом плаще изображена сама Гомеопатия, парящая в облаках. В одной руке у нее — пылающий меч, в другой — весы, очевидно, предназначенные для точного отмеривания гомеопатических препаратов. За ее спиной просматриваются незавершенные образы еще нескольких олимпийских божеств, в частности Зевса. Лицо Гомеопатии искажено гневной гримасой, брови сурово сдвинуты.

Перед Гомеопатией, в красном плаще, предстоит бог медицины Эскулап, сопровождаемый змеей, который от гнева и возмущения поднял свою левую руку. За ним находится богиня Афина, покровительница наук, а у самого правого края полотна изображён немецкий врач Христиан Фридрих Самуэль, основатель гомеопатии.

Еще двое персонажей: девушка, отвернувшаяся от сцены, разворачивающейся в левой части картины, и мальчик с поднятой рукой, сидящий у ног Ганемана, однозначно не идентифицируются.

Все положительные герои полотна с неодобрением и даже с возмущением смотрят на отрицательных персонажей, сосредоточенных в левой части картины. Это — врачи-аллопаты, которые занимаются лечением больного.

Вообще, аллопатия — это уничижительный термин, который гомеопаты и прочие адепты альтернативной медицины используют для обозначения медикаментозных методов терапии, а также научных принципов классической, а в настоящее время еще и доказательной медицины.

Итак, садисты-аллопаты всячески истязают больного, который и так уже находится при смерти (если уже не умер, судя по зеленоватому цвету его кожи). В рот ему запихивают какие-то пилюли, из вены пускают кровь и одновременно кровь отсасывают несколько десятков тщательно выписанных художником пиявок (забавно, но сейчас использование пиявок скорее относится к области альтернативной медицины, из той же серии, что и сама гомеопатия).
Двое медиков наливают в огромный черпак какую-то микстуру из бутылки, а еще трое отпиливают бедняге ногу (без наркоза и даже местной анестезии, судя по реакции).
Остальные врачи, заполняющие задний план картины, лихорадочно совещаются, придумывая для несчастного пациента новые способы лечения. Вероятно, так художник представил медицинский консилиум.

О том, что конец страдальца уже близок, свидетельствует фигура Смерти в дверном проёме, а также рыдающая жена и плачущие дети, изображённые в левом нижнем углу полотна.

Конечно, хотелось бы понять чем именно был болен несчастный, но, похоже, что художник не озадачился тем, чтобы изобразить хотя бы относительно правдоподобную болезнь на картине. Складывается впечатление, что врачи, словно стая коршунов, налетели на вполне здорового человека и залечили его до смерти.

Странно также, что положительные персонажи в лице Гомеопатии, Ганемана и Асклепия даже не попытались отбить пациента у злодеев и спасти его от верной гибели с помощью щадящих методов прогрессивной гомеопатической медицины.

Но, с другой стороны, не стоит забывать, что Александр Бейдеман обладал довольно специфическим чувством юмора, так что композиция могла иметь совершенно иной смысл, нежели то прославление гомеопатии, которое оплатил заказчик.

Композиция картины четко делится на две части. причем линией разделения служит дверь, которую открывает Смерть.
Нижняя левая часть холста более насыщена персонажами, они плотно заполняют все пространство, которое еще и дополнительно затемнено с помощью мрачного серо-коричневого фона.
Верхняя правая (положительная) часть картины — более светлая и воздушная, художник использует достаточно яркие и радостные тона.

Картина, без сомнения, довольно любопытна тем, как художник умудряется использовать традиционный язык мифологической аллегории в трактовке сюжета из современной жизни.
Надо признать, что у него получился вполне убедительный образ.

Известно, что картина «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» была приобретена Павлом Третьяковым до 1893 года. В 1923 году картина была представлена на выставке, проходившей в Третьяковской галерее, которая посвящена 25-летию со дня смерти Павла Третьякова.

P. S.
Александр Егорович Бейдеман умер в феврале 1869 года в возрасте 41 года после того, как ему на голову упала гипсовая отливка, которую плохо прикрепили над дверью. Вряд ли от внутричерепной гематомы ему помогла бы гомеопатия…

Опубликовала    22 сен 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Сергей Арсеньевич Виноградов - картина "Солнечный денёк", 1899

На картине «Солнечный денек» изображен монах, сидящий у входа в храм с яркими красными створами.
Художник с особенным вниманием передает мельчайшие детали архитектурных элементов, судя по изображению которых можно предположить, что монах сидит у входа в часовню Николая Чудотворца в Плёсе, построенную в 1892 году.

Сюжет картины наиболее близок известному полотну кисти художника из собрания Государственной Третьяковской галереи — «У часовни» (1892).
Найденные однажды удачные композиционные реше…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  16 сен 2024