Картина «Опять двойка» Федора Решетникова хорошо известна всем, однако, о существовании ее антипода «Опять пятерка» знают лишь немногие.
Менее известная работа была написана Николаем Николаевичем Заболотским спустя два года после появления оригинала (в 1954 году), и именно с ней я предлагаю вам познакомиться далее.
Это произведение относят практически к плакатам. Близкое к прямоугольной форме полотно и очень четкое, реалистичное изображение, позволяющее рассмотреть все детали.
На картине изображена мама, которая занимается домашними делами и сын, радостно хвастающийся принесенной домой пятеркой.
Действие происходит в комнате с обстановкой, характерной для большинства домов пятидесятых. Бытовых деталей много и четкость рисунка позволяет разглядеть их все.
Вот оцинкованный таз с доской для ручной стирки, развешанное на веревке белье, эмалированная раковина с краном только для холодной воды.
На простеньком гарнитуре стоит тяжелая разборная мясорубка, посуда и все необходимое для готовки — на открытой полке в несколько рядов, под потолком висит лампочка без абажура. Стирка не должна сбивать с толку: в сюжете, вероятнее всего, изображена типичная кухня тех времен.
Невольно возникает вопрос: почему картина Решетникова стала очень популярной, а картина Заболотского осталась безвестной? Отчасти, конечно, это можно объяснить тем, что Решетников к моменту написания «двойки» был уже известным художником, лауреатом Сталинской премии. Но лишь отчасти.
Фёдор Решетников был одним из первых, кто в рамках соцреализма обратил внимание на неудачника, отошел от прославляющего плакатно-агитационного стиля. И гамма чувств и эмоций на лицах персонажей картины «Опять двойка!» богаче, чем у персонажей картины Заболотского. Отличников и сейчас не особо жалуют, и в 50-е годы не очень-то любили.
Почему не любят отличников? Нельзя, конечно, всех отличников под одну гребенку. Отличники бывают разные. Не любят тех, кто хвастается оценками, считает себя лучше и умнее одноклассников.
Тех же, кто много знает и умеет и при этом получает пятерки, не ставя оценки во главу угла и не считая их своим главным достижением, наоборот, уважают.
Но по картине Заболотского трудно судить, что, кроме хорошей учёбы, умеет делать изображенный на ней мальчик.
Мы просто видим, что он радуется очередной пятёрке. Даже его мама улыбается, но, похоже, что она привыкла к успехам сына.
Но вот, например, неизвестно, помогает ли этот мальчик своей маме в домашних делах — а их у неё немало, как несложно увидеть.
Неизвестно также, какие отношения у мальчика с одноклассниками, чем он увлекается. Поэтому, я думаю, и не стала картина «Опять пятёрка!» популярной, что автор не показал индивидуальность своих персонажей, они выглядят абстрактными «образцами для подражания».
Художник как бы подводит зрителя к мысли, что надо хорошо учиться (как мальчик) и трудиться (как его мама).
Думаю, картина Заболотского не вызывала каких-то особых чувств у современников. Тяжелый нелегкий быт им почти всем был хорошо знаком, и все они привыкли к агитационным плакатам, призывающим добросовестно трудиться и хорошо учиться. Ничего нового, затрагивающего душу, к сожалению, современники ни картине не видели, поэтому картина и не стала популярной.
На мой взгляд, ценность картины «Опять пятёрка!» заключается в том, что она достоверно изображает быт советских людей 50-х лет прошлого года.
Стирка на кухне в корыте, стиральная доска, мясорубка, голая «лампочка Ильича» без люстры, громоздкий счётчик на стене — всё это было типичным в те годы. Достоверно также изображена школьная форма для мальчиков. Именно эти детали сейчас вызывают интерес.
А вы как считаете?
***
О самом художнике — Николае Заболотском — неизвестно ничего. О его биографии нет сведений в интернете, кроме года рождения. Он внесен в реестр русских художников, но и там никакой информации нет. Известно также, что картина «Опять пятёрка!» была выставлена на продажу за
1 миллион 250 тысяч рублей.