«Это знак!» — такая мысль хотя бы раз в жизни приходила в голову почти каждому из нас. Например, вы готовитесь к премьере, сильно волнуетесь и решаете заключить пари с реальностью: «Если по пути на работу мне встретятся три человека в зелёных футболках, всё пройдёт хорошо». Они встречаются, и всё проходит хорошо. Такой способ мировосприятия в психологии называется магическим мышлением.
Но бывает так, что не мы «начинаем игру», а будто сама реальность подкидывает какой-то случай, который становится для нас очень значимым. Этот феномен описал Карл Юнг и дал ему название «синхрония».
Однажды Карл Юнг работал с критикующей клиентской, с которой было сложно выдерживать контакт. Женщина не подпускала психиатра к своим переживаниям и пряталась за маской рационализации. На одной сессии она рассказывала сон, в котором ей подарили украшение в виде золотого скарабея. Тут раздался тихий стук в окно: маленький жучок, похожий на скарабея (а такие не водились в Швейцарии), приземлился на подоконник. Юнг взял жучка и протянул клиентке со словами: «Вот ваш скарабей». Женщину это поразило до такой степени, что она отступила от своих строгих правил, и процесc терапии пошёл.
Это явление и было синхронией.
Синхрония, или синхроничность — это явление, при котором внешнее событие становится для нас «знаком» и приводит к озарению, потому что совпадает с чем-то внутренним, значимым для нас сейчас. Это явление мы воспринимаем как «судьбоносное».
Представьте: в начале романтических отношений вы полны теплых чувств, но и сомнений тоже. Вы берете телефон, чтобы написать человеку, в которого
влюблены, и тут поступает входящий звонок — от него. Вы взволнованы, и в мыслях может промелькнуть: «Это точно судьба». Кажется, будто наши внутренние переживания «примагнитили» ответ извне.
Феномен синхроничности Юнг описал в начале XX века. Гипотеза, которую он выдвигал, обосновывая это явление, представляет собой «взаимосвязь всего со всем»: коллективного бессознательного, психической и внешней peaльноcти. Ho взаимосвязь эта строится как бы в обход привычной нам логики: вместо причинно-следственных связей — мистические. Hа первый взгляд, это роднит синхроничность с магическим мышлением, однако у этого явления есть и научные корни.
В то время в научном сообществе происходил переход от классических представлений, когда «есть некое знание, которое можно измерить, и оно независимо от измеряющего» — к неоклассическим, когда «есть некая истина, но её измерение зависит от личности измеряющего».
Подобные объяснения существуют, например, в квантовой механике: наблюдатель влияет на наблюдаемое.
Гипотеза Юнга о синхроничности ложилась в концепцию неоклассического научного знания, которая была сформирована уже после его смерти: «не существует универсальной истины, а существуют модели, которые дополняют друг друга, а найденная закономерность — только одна из вероятностей».
Синхрония — то же самое, что дежавю и совпадение?
Во время дежавю мы видим что-то, что, как нам кажется, уже было, но эта ситуация не связана с чем-то значимым для нас. Совпадения — это, скорее, когнитивная игра, где мы ищем взаимосвязь и причины одного внешнего события с другим.
Синхрония же отличается тем, что это ситуации, которые связывают внешнее и внутреннее вне временной последовательности — с помощью смысла, а не причины.
Синхрония ярко ощущается «изнутри» — мы можем одновременно испытывать и страх, и благоговение. Она может быть толчком, чтобы преодолеть сомнения и действовать. Меняет закостенелое восприятие о том, что ни на что уже нельзя повлиять. Помогает обнаружить выход из патовой ситуации. Даёт почувствовать и прожить то, что по-настоящему имеет ценность.
И вообще, благодаря ей мы задумываемся о том, что есть нечто большее, чем мы сами.