Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

К.Флавицкий - картина "Суд Соломона"

«Суд Соломона» был написан Флавицким К.Д. во время обучения в художественной Академии в 1854 году.
Перед нами известный ветхозаветный сюжет, подчеркивающий мудрость царя Соломона.

Суть его состоит в следующем: две женщины-блудницы пришли на суд к царю Соломону чтобы разрешить возникшую между ними тяжбу.
Обе женщины жили в одном доме, обе одновременно родили сыновей.
Но случилось так, что у одной из них младенец умер ночью — мать его «заспала», и отчаявшаяся мать решила подменить мертвого ребенка живым, украв его у своей подруги.

Каждая из женщин утверждала, что живой младенец именно ее родной сын. Чтобы разрешить этот спор, царь Соломон принимает следующее решение: своим слугам он приказывает принести меч и дает распоряжение рассечь живого младенца и каждой женщине отдать по половине.

Одна из женщин согласилась с этим решением, тогда как другая, та, что была подлинной матерью живого чада, стала умолять царя оставить младенца живым и передать его своей сопернице.

Таким образом, выяснилось, что именно она была истинной матерью живого ребенка, и тяжба была благополучно разрешена.
Следует отметить, что данный сюжет нашёл своё отражение в античной литературе, в живописи Помпей.
Некоторые исследователи воспринимают суд Соломона как прообраз Страшного Суда. Вместе с тем можно сказать, что подлинная мать ребенка выражает истинную любовь и готовность к самопожертвованию, а другая женщина — ложную любовь и корысть.
Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов.

Данный сюжет был распространен в искусстве Возрождения и Нового Времени.
Иконография суда Соломона была весьма распространена в стенных росписях, книжных миниатюрах, иконах. В иконографии суда Соломона царь изображается обычно молодым, безбородым, на нем царские одежды — красная мантия и синяя туника, или далматик. На голове его диадема, в руке он держит раскрытый свиток.
«Суд Соломона» — распространенный сюжет в европейской и русской религиозной живописи, к нему обращаются многие известные художники.

На картине мы видим действительно своеобразный подход к трактовке известного библейского сюжета: художник описывает не само событие — спор двух женщин о ребенке, а то, что случилось позже. Перед нами на картине представлен уже свершившийся суд. Решение принято. Царь Соломон изображен спустившимся со ступеней трона, его руки молитвенно воздеты вверх, а уста его произносят хвалу Господу.

Художник делает акцент на молении Соломона не случайно, показывая зрителю, что высший суд есть суд Божественный, а не человеческий. Соломон лишь исполнил волю Бога, полностью положившись в решении судебной тяжбы на мудрость и милосердие Создателя.

Собравшийся народ с почтением смотрит на царя, ошеломленный столь неожиданным решением, казалось бы, безвыходной ситуации, когда обе женщины, претендуя на материнство, приводят убедительные доводы, вызвав замешательство и недоумение опытных законотворцев.

Художник показывает, что действующим лицом здесь является Господь Бог — по молитвам царя, обратившегося к Богу, происходит чудо: живой ребенок возвращается к свой истинной матери. Женщина, исполненная радости, прижимает дитя к сердцу, она спешит скорее домой. Так, своим жертвенным подвигом она явила истинную любовь к своему сыну.
Напротив, нераскаявшаяся блудница остается с мертвым младенцем. Склонившись над ним, она исполнена досады — в сложившейся ситуации ее пугает больше раскрывшийся обман, а не смерть сына.

Художник использует в картине традиционные художественные приемы, характерные для академизма.
Треугольная композиция с выделенным светом главным персонажем — царем Соломоном. Белое одеяние царя, воздетые руки, усиливают патетику. Находящиеся в тени свидетели испытывают смешанные чувства: они удивлены столь мудрым решением и одновременно потрясены случившейся развязкой. На переднем плане воин вдевает меч в ножны. Этим дополнительно подчеркивается, что суд уже свершился.
Стоящие на заднем плане еврейские мудрецы с почтением смотрят на Соломона, так легко разрешившего судебную тяжбу, которая привела в тупик даже опытных судей.

Мастер использует цвето-световые эффекты во многом перекликаясь с художественными приемами известного метра академизма
К.П. Брюллова: он акцентирует фигуры не только светом, но и цветом, где белое одеяние царя и покаявшейся блудницы является символом праведности, а красная накидка на ее плечах усиливает световой контраст, придавая фигуре гармоничное равновесие.

Задачей художника было показать ликование и радость, символизирующие победу света над тьмой, правды над ложью. Так, не отступая от канонов академизма, мастер усиливает психологический эффект, где зритель также оказывается вовлеченным в происходящее на картине действие.

Выставленная по традиции на конкурс, картина получила награду — малую золотую медаль.

Несмотря на то, что данный сюжет был весьма распространен, художник сумел удивить конкурсную комиссию своим нестандартным прочтением всем известного сюжета, что свидетельствовало о большом таланте начинающего мастера.

Опубликовала    24 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Василий Суриков - картина «Меншиков в Берёзове»

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра Первого, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью.
В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен об…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  19 фев 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024

Морозов Александр Иванович - картина "Выход из церкви в Пскове"

Жанровый живописец Александр Морозов — сын бывшего дворового, художника И.М. Морозова — обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя с 1852 года. Студент класса исторической живописи Алексея Маркова, в 1863 году он участвовал в так называемом Бунте четырнадцати, вместе с другими выпускниками протестуя против косности традиционной образовательной системы и устаревших порядков. Его участники организовали первое в России независимое творческое объединение — Санкт-Петербург…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 мая 2024