В соответствии с евангельским повествованием (Мф. 17: 1- Мк. 9: 1−9, Лк. 9: 28−36) на иконе представлен преобразившийся Христос на вершине горы Фавор.
На вершинах двух других гор Ему предстоят ветхозаветные пророки Илия и Моисей, а внизу видны павшие на землю свидетели чуда: апостолы Пётр, Иоанн Богослов и Иаков.
Повествовательным «обрамлением» сюжета становятся две группы апостолов во главе с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с нее, которые помещены в средней части иконы.
К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илию и Моисея. Об их чудесном перенесении на гору Фавор сообщают апокрифические тексты.
Преображение Господне — чрезвычайно важный, во многом программный сюжет для византийской и русской духовной культуры XIV — начала XV столетия.
Согласно учению святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1292−1359), свет, который исходил от Христа на Фаворе, был нетварной Божественной энергией, и соединение его с человеческой плотью Спасителя наглядно подтверждало, что такие энергии могут быть сообщены наиболее совершенным людям.
Наглядным выражением мистической природы фаворского света является сложная, многочастная «слава» Христа в виде сферы с исходящими от нее лучами. Стоящие вплотную к ней пророки не пересекают ее границ: протянутая рука Илии лишь слегка касается края ореола, подчеркивая тем самым исключительность контакта со сверхчувственным, божественным миром. Скрижаль в руках Моисея, напротив, частично заходит за край сферы, напоминая, вероятно, о том, что невидимый Господь говорил с пророком «из среды облака» на горе Синай, после чего вручил ему «скрижали Откровения» (Исх. 24: 31: 18).
Композиция иконы вытянута вверх, создавая ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и «дольним».
Противоположность земного и небесного преодолевается с помощью света, который пронизывает все пространство иконы, ложится на горки и одежды апостолов широкими сияющими плоскостями, вспыхивает яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более темный, эскизный по характеру подготовительный рисунок, не всегда совпадающий с окончательной живописной проработкой.
Икона служила храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Вероятнее всего, она исполнена около 1403 года, когда древний храм был обновлен и переосвящен по повелению московского князя Василия Дмитриевича.
Поступило в Третьяковскую галерею из Центральных государственных реставрационных мастерских в 1930 году.