Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Преображение. Начало 15 века.

Мастер круга Феофана Грека (Последняя четверть XIV - первая четверть XV в.)

В соответствии с евангельским повествованием (Мф. 17: 1- Мк. 9: 1−9, Лк. 9: 28−36) на иконе представлен преобразившийся Христос на вершине горы Фавор.

На вершинах двух других гор Ему предстоят ветхозаветные пророки Илия и Моисей, а внизу видны павшие на землю свидетели чуда: апостолы Пётр, Иоанн Богослов и Иаков.

Повествовательным «обрамлением» сюжета становятся две группы апостолов во главе с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с нее, которые помещены в средней части иконы.

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илию и Моисея. Об их чудесном перенесении на гору Фавор сообщают апокрифические тексты.

Преображение Господне — чрезвычайно важный, во многом программный сюжет для византийской и русской духовной культуры XIV — начала XV столетия.
Согласно учению святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1292−1359), свет, который исходил от Христа на Фаворе, был нетварной Божественной энергией, и соединение его с человеческой плотью Спасителя наглядно подтверждало, что такие энергии могут быть сообщены наиболее совершенным людям.

Наглядным выражением мистической природы фаворского света является сложная, многочастная «слава» Христа в виде сферы с исходящими от нее лучами. Стоящие вплотную к ней пророки не пересекают ее границ: протянутая рука Илии лишь слегка касается края ореола, подчеркивая тем самым исключительность контакта со сверхчувственным, божественным миром. Скрижаль в руках Моисея, напротив, частично заходит за край сферы, напоминая, вероятно, о том, что невидимый Господь говорил с пророком «из среды облака» на горе Синай, после чего вручил ему «скрижали Откровения» (Исх. 24: 31: 18).

Композиция иконы вытянута вверх, создавая ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и «дольним».
Противоположность земного и небесного преодолевается с помощью света, который пронизывает все пространство иконы, ложится на горки и одежды апостолов широкими сияющими плоскостями, вспыхивает яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более темный, эскизный по характеру подготовительный рисунок, не всегда совпадающий с окончательной живописной проработкой.

Икона служила храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Вероятнее всего, она исполнена около 1403 года, когда древний храм был обновлен и переосвящен по повелению московского князя Василия Дмитриевича.

Поступило в Третьяковскую галерею из Центральных государственных реставрационных мастерских в 1930 году.

Опубликовала    19 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Победивший судьбу

О замечательном иконописце
Григории Журавлёве —
безруком и безногом художнике
из села Утевка Самарской губернии

В полутемной избе у Марии солдатки
После долгих мучений и горьких тревог
Появился на свет горемыка несладкий —
Богом данный мальчишка, без рук и без ног.
Его дядька, Якимка, ворчал непрестанно:
«Ну, куда он сгодится, лишь брюхо да рот?!
Разве что отдадим его, Марья, цыганам,
Чтоб на ярмарках мог удивлять он народ».

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  13 фев 2013

На дворе двадцать первый век. А наша страна по-прежнему доверяет свою жизнь иконам больше, чем подушкам безопасности.

© Copyright: Игорь Мелькин, 2013 Свидетельство о публикации №213082100619

Опубликовал  пиктограмма мужчиныИгорь Николаевич  23 авг 2013

Успение Богородицы

Апостолы вечеряли одни
И о Твоём Успенье горевали,
«Возрадуйтесь, Я с вами во все дни», —
Твой тихий голос рядом услыхали.

В ответ из уст молитва пролилась-
Просительных молитв к Тебе начало:
«Помощницей нам будь на всякий час», —
Смиренно и любовно прозвучало.

По воле Сына, стоя при Кресте,
Ты род людской себе усыновила.
Обету охранять нас на земле
Ни разу за века не изменила.

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  28 авг 2013