Мгновения Сотворения мира Иван Константинович Айвазовский распознал в морской стихии, столь близкой ему.
Первый вариант картины художник написал в двадцать три года: память: море, лучи солнца, золотой свет, разливающийся во тьме над бушующими волнами, и самое яркое пятно — отчётливый силуэт Творца в сиянии славы.
А в 1841 году картина стала настоящей сенсацией. Айвазовский в то время совершенствовал мастерство в Италии как стипендиат Императорской академии художеств, и там представил свою работу публике. Итальянские критики приняли её с восторгом! Они говорили, что никто прежде так живо и достоверно не передавал игру света и воды.
Почему же Айвазовский вернулся к сюжету Сотворения мира ещё раз спустя много лет.
Наверное, потому что эта тема его волновала, как всякого верующего человека.
К тому же, всегда интересно повторить тот опыт, что удался тебе в молодости, пройти ещё раз путь, который был увлекательным и успешным.
Картину, которую мы видим в Русском музее, он написал в 1864 году, уже будучи зрелым мастером. Она контрастней, динамичней, выразительней. В ней есть новые детали. Например, справа: таинственное красное свечение рассеивает кромешную тьму.
Это удачная находка, символ рождения. Ведь красный — цвет жизни.
Сияющая фигура Творца написана не столь явно, как в юношеском варианте картины. Силуэт Бога в небе не сразу и распознаешь. Он словно соткан из ослепительно белых облаков.
Эта деликатность — пожалуй, принципиальное отличие шедевра Русского музея от картины итальянского периода.
Произведение Ивана Айвазовского «Сотворение мира», что хранится в Венеции — вдохновенная иллюстрация к Книге Бытия.
А одноимённое полотно, что висит в Русском музее — философская работа. Она не только заставляет размышлять об истоках мироздания, но и свидетельствует о том, что присутствие Бога в нашем мире несомненно.