Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Айвазовский И. К. - картина "Сотворение мира",1864

Мгновения Сотворения мира Иван Константинович Айвазовский распознал в морской стихии, столь близкой ему.
Первый вариант картины художник написал в двадцать три года: память: море, лучи солнца, золотой свет, разливающийся во тьме над бушующими волнами, и самое яркое пятно — отчётливый силуэт Творца в сиянии славы.

А в 1841 году картина стала настоящей сенсацией. Айвазовский в то время совершенствовал мастерство в Италии как стипендиат Императорской академии художеств, и там представил свою работу публике. Итальянские критики приняли её с восторгом! Они говорили, что никто прежде так живо и достоверно не передавал игру света и воды.

Почему же Айвазовский вернулся к сюжету Сотворения мира ещё раз спустя много лет.
Наверное, потому что эта тема его волновала, как всякого верующего человека.
К тому же, всегда интересно повторить тот опыт, что удался тебе в молодости, пройти ещё раз путь, который был увлекательным и успешным.

Картину, которую мы видим в Русском музее, он написал в 1864 году, уже будучи зрелым мастером. Она контрастней, динамичней, выразительней. В ней есть новые детали. Например, справа: таинственное красное свечение рассеивает кромешную тьму.
Это удачная находка, символ рождения. Ведь красный — цвет жизни.

Сияющая фигура Творца написана не столь явно, как в юношеском варианте картины. Силуэт Бога в небе не сразу и распознаешь. Он словно соткан из ослепительно белых облаков.

Эта деликатность — пожалуй, принципиальное отличие шедевра Русского музея от картины итальянского периода.
Произведение Ивана Айвазовского «Сотворение мира», что хранится в Венеции — вдохновенная иллюстрация к Книге Бытия.
А одноимённое полотно, что висит в Русском музее — философская работа. Она не только заставляет размышлять об истоках мироздания, но и свидетельствует о том, что присутствие Бога в нашем мире несомненно.

Опубликовала    18 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

И.Н.Крамской - картина "Христос в пустыне"

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню — с одной стороны, и небо — мир света и надежды, символ будущего преображения — с другой.

Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.

Философское начал…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 мар 2024

Михаил Нестеров - картина «Под Благовест»

Ранняя весна в монастыре. По желтой дорожке идут один за другим два монаха и читают нечто религиозное под звон колокола перед началом службы. За ними внизу зеленая поляна с березками и елочками.

Справа река, прямо перед нами церковь, холмы. Вечернее, светлое еще небо, закатное солнце на крестах.

Присмотримся к персонажам. Впереди идет молодой монах, высокий, худощавый, стройный. Черная ряса свисает прямыми складками до щиколоток. С широкого пояса свисает на шнуре ключ.

Узкое вытянутое лицо, д…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мая 2024

М.В.Нестеров - картина "Пустынник и медведь"

В 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом сюжете утешение для себя.
Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией.
И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис.

В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.

На этой картине мы видим более молодого м…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  06 авг 2024