Аполлинарий Михайлович Васнецов написал картину «Северный край. Сибирская река» в 1899 году. Это полотно стало завершением цикла его работ, созданных на тему уральской и сибирской природы (также к ним относятся «Озеро», «Тайга» и «Кама»).
Любовь к природе жила в Аполлинарии Михайловиче Васнецове с самого детства. Он много ездил по России, побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, посетил и Европу, привозя из каждой поездки многочисленные этюды и рисунки. Все впечатления от увиденного находили свое отражение в его чудесных пейзажах, но все-таки главное место в его работах занимала природа средней полосы России.
В течение двух лет он путешествовал по Сибири и Уралу, чья первозданная и дикая красота произвела на него неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, Аполлинарий Михайлович на протяжении нескольких лет работает над циклом великолепных эпических картин, воспевающих мощь этого сурового края. Перед нами работа мастера, завершающая этот цикл.
Подошел к концу летний день. Наступили сумерки. Солнца уже не видно, и вечернее небо стремительно меняет свой цвет от нежно-лазурного в вышине до светло-фиолетового вдали, у самого горизонта, расцвеченного яркими розовато-оранжевыми сполохами. Последние солнечные лучи добавляют лиловые оттенки к синевато-сизому цвету низких облаков, неспешно плывущих по небу.
С высоты открывается великолепный вид на тайгу, раскинувшуюся на многие сотни километров и уходящую к еле видной свинцово-синей цепочке гор. Широкая, полноводная река, своенравно извиваясь, величаво течет между скалистых берегов, теряясь вдали.
Ветра нет, и бескрайнее небо как в зеркале отражается в холодной спокойной воде. Но речной поток делает еще один поворот и вот уже отражение дробится в темно-серых бурлящих струях на перекате.
Суровый северный лес встает по берегам. Среди непроходимой чащи видны безлюдные серовато-коричневые скалы.
Длинные темные тени лежат на открытых участках. Белесый наползающий туман седой пеленой понемногу скрывает сухие коряги и могучие стволы, заросшие мхом и лишайником.
Еще хорошо видны темно-малахитовые и сине-зеленые кроны пушистых сосен, стройных елей и лиственниц, возвышающиеся над таинственным лесом, отливающим в вечернем свете серебристыми серо-оливковыми красками.
Чуть наклоняясь, но по-прежнему уверенно и гордо возвышается над тайгой могучая пихта, выдержавшая немало снежных бурь и ветров.
Художник использует почти монохромную палитру. Гармоничное сочетание холодных синих, приглушенных зеленых и спокойных серых красок, придают изображению глубины и простора, наполняют ощущением свежести кристально чистого, прохладного воздуха.
Однако небольшие кремовые и светло-оранжевые пятна добавляют теплоты. Незаметными мазками, где-то смешивая краски, заставляя их мягко перетекать от света к тени, а где-то накладывая их рядом, подчеркивая насыщенность или прозрачность оттенков, художнику удалось передать нам реальность настоящей, живой картины.
Все вокруг объято покоем в ожидании ночи.
Не слышно ни звука.
Но от необъятной шири заповедной тайги и высокого неба захватывает дух. Вечная красота и беспредельность мира.
Мастеру удалось показать силу и могущество северной природы, раскрыть ее душу. Полотно завораживает, наполняет чувством свободы, заставляет задуматься о бесконечности жизни.