Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Апполинарий Васнецов - картина «Северный край. Сибирская река»

Аполлинарий Михайлович Васнецов написал картину «Северный край. Сибирская река» в 1899 году. Это полотно стало завершением цикла его работ, созданных на тему уральской и сибирской природы (также к ним относятся «Озеро», «Тайга» и «Кама»).
Любовь к природе жила в Аполлинарии Михайловиче Васнецове с самого детства. Он много ездил по России, побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, посетил и Европу, привозя из каждой поездки многочисленные этюды и рисунки. Все впечатления от увиденного находили свое отражение в его чудесных пейзажах, но все-таки главное место в его работах занимала природа средней полосы России.

В течение двух лет он путешествовал по Сибири и Уралу, чья первозданная и дикая красота произвела на него неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, Аполлинарий Михайлович на протяжении нескольких лет работает над циклом великолепных эпических картин, воспевающих мощь этого сурового края. Перед нами работа мастера, завершающая этот цикл.

Подошел к концу летний день. Наступили сумерки. Солнца уже не видно, и вечернее небо стремительно меняет свой цвет от нежно-лазурного в вышине до светло-фиолетового вдали, у самого горизонта, расцвеченного яркими розовато-оранжевыми сполохами. Последние солнечные лучи добавляют лиловые оттенки к синевато-сизому цвету низких облаков, неспешно плывущих по небу.

С высоты открывается великолепный вид на тайгу, раскинувшуюся на многие сотни километров и уходящую к еле видной свинцово-синей цепочке гор. Широкая, полноводная река, своенравно извиваясь, величаво течет между скалистых берегов, теряясь вдали.
Ветра нет, и бескрайнее небо как в зеркале отражается в холодной спокойной воде. Но речной поток делает еще один поворот и вот уже отражение дробится в темно-серых бурлящих струях на перекате.

Суровый северный лес встает по берегам. Среди непроходимой чащи видны безлюдные серовато-коричневые скалы.
Длинные темные тени лежат на открытых участках. Белесый наползающий туман седой пеленой понемногу скрывает сухие коряги и могучие стволы, заросшие мхом и лишайником.

Еще хорошо видны темно-малахитовые и сине-зеленые кроны пушистых сосен, стройных елей и лиственниц, возвышающиеся над таинственным лесом, отливающим в вечернем свете серебристыми серо-оливковыми красками.

Чуть наклоняясь, но по-прежнему уверенно и гордо возвышается над тайгой могучая пихта, выдержавшая немало снежных бурь и ветров.

Художник использует почти монохромную палитру. Гармоничное сочетание холодных синих, приглушенных зеленых и спокойных серых красок, придают изображению глубины и простора, наполняют ощущением свежести кристально чистого, прохладного воздуха.

Однако небольшие кремовые и светло-оранжевые пятна добавляют теплоты. Незаметными мазками, где-то смешивая краски, заставляя их мягко перетекать от света к тени, а где-то накладывая их рядом, подчеркивая насыщенность или прозрачность оттенков, художнику удалось передать нам реальность настоящей, живой картины.

Все вокруг объято покоем в ожидании ночи.
Не слышно ни звука.
Но от необъятной шири заповедной тайги и высокого неба захватывает дух. Вечная красота и беспредельность мира.

Мастеру удалось показать силу и могущество северной природы, раскрыть ее душу. Полотно завораживает, наполняет чувством свободы, заставляет задуматься о бесконечности жизни.

Опубликовала    14 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024