Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

М.В.Нестеров - картина "Пустынник и медведь"

В 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом сюжете утешение для себя.
Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией.
И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис.

В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.

На этой картине мы видим более молодого монаха-отшельника, который присел отдохнуть на поваленное дерево на берегу озера.
Рядом с ним стоит туесок, в который отшельник, видимо, собирал ягоды.

Сидящий напротив монаха медведь осторожно нюхает своего гостя, в то время как он то ли молится, то ли прощается с жизнью со словами «в руки твои предаю дух мой». Ибо, как известно, встреча с медведем в лесу чаще всего не сулит ничего хорошего.

Но этот монах не боится. Он погружён в молитву, взгляд его устремлен вперёд и ввысь, обращён к Богу.
Михаил Нестеров написал эту картину в 1925 году по мотивам жития Сергия Радонежского. В жизнеописании святого, которое составил в семнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский, есть такой эпизод. Преподобный угостил медведя хлебом, и дикий зверь стал кротко повиноваться ему.

Впрочем, смиренность монаха и спокойствие медведя, на мой взгляд, говорит нам о том, что финал этой встречи не обязательно будет печальным.
Такие мысли могут посетить зрителя, если он не знает, что эта картина — одна из целого цикла полотен Нестерова, посвященных Сергию Радонежскому.

А как известно из сказаний о преподобном, он накормил голодного медведя, пришедшего к келье монаха, и со временем зверь стал практически ручным.

Опубликовала    06 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

И.Н.Крамской - картина "Христос в пустыне"

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню — с одной стороны, и небо — мир света и надежды, символ будущего преображения — с другой.

Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.

Философское начал…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 мар 2024

К.В.Лебедев -картина "Царевна София получает у Троицы письмо Василия Голицына"

В ряду наших русских художников, Клавдий Васильевич Лебедев занимал выдающееся место. Он прошел долгую и трудную художественную школу: был сначала учеником Строгановского рисовального училища в Москве, а потом поступил в Московскую Школу живописи, ваяния и архитектуры, где и закончил свое художественное образование.
Сначала он выставлялся в Москве; но в 1881 году на одной из передвижных выставок, в то время переполненных яркими, живыми произведениями кисти Крамского, Репина, Маковских, Киселева…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 мая 2024

Михаил Нестеров - картина «Под Благовест»

Ранняя весна в монастыре. По желтой дорожке идут один за другим два монаха и читают нечто религиозное под звон колокола перед началом службы. За ними внизу зеленая поляна с березками и елочками.

Справа река, прямо перед нами церковь, холмы. Вечернее, светлое еще небо, закатное солнце на крестах.

Присмотримся к персонажам. Впереди идет молодой монах, высокий, худощавый, стройный. Черная ряса свисает прямыми складками до щиколоток. С широкого пояса свисает на шнуре ключ.

Узкое вытянутое лицо, д…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мая 2024