Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Суриков - картина "Покорение Сибири Ермаком". 1895

Исторически покорение Сибири началось с похода войска атамана Ермака в тысяча пятьсот восьмидесятом году против Сибирского ханства. Присоединение Дальнего востока и Сибири к России было кровопролитным с ожесточенными боями местных жителей и казаков. Один из таких боев изображен на картине Василия Ивановича Сурикова.

Работа выполнена в натуралистичных, неярких красках. Каждая деталь произведения подчёркивает драматизм событий.
Татарская крепость на горизонте тонет в дымке. Затянутое тучами небо выглядит мрачно.
А взбаламученная множеством лошадиных и человеческих ног вода выписана в серо-коричневых оттенках.

Кровавая сеча между казаками Ермака и тюркским племенем, собранным ханом Кучумом, обрывистые берега и мутные воды реки, пасмурное небо и ханская конница над обрывом. Все пропитано войной не на жизнь.

В центре композиции сам Ермак Тимофеевич под православными знаменами с изображением Спаса нерукотворного и Святого Георгия Победоносца, в стальном шлеме, жестом руки поднимающий свое войско в атаку. Казаки верные, идущие на смерть за Русь за отечество, следуя его приказу, бросаются в бой.

Лодка Ермака, окруженного своей дружиной, практически врезается носом в толпу войска ханского. Татары в панике, они практически повержены и прижаты к скалистому обрыву реки. Над обрывом виднеется конная поддержка Кучума, однако казаков не сломить. Подвигом останется в веках присоединение Сибири атаманом Ермаком.

Кругом крики, ружейные залпы, плеск замутненной реки, с ненавистью смотрит дружина на поморов, живописная казацкая масса и смешанный, почти безликий враг. Облачное небо передает всю трагичность момента, вода в реке окрашивается в кроваво-красный.

В воздухе пахнет, порохом, страхом и смертью.
На втором плане виднеются казаки, уже вступившие в рукопашную, бессильны оказываются ханские стрелы, торчащие в некоторых местах из воды, против казацких ружей.

На заднем плане картины град стоит, за который сейчас идет кровавый бой. Крепость на высоком холме скоро станет Русским градом. В целом картина воинственна и тревожна. Батальная сцена передана мастером очень точно и натурально.

Масштаб работы позволяет зрителю, стоящему перед картиной, ощутить себя на расстоянии нескольких метров от легендарного сражения.

Автору удалось передать динамику и напряжение боя. Часть фигур заволакивает пороховой дым, в воду, прямо к рамке, падают стрелы, поднимая фонтаны брызг.
Реализм ощущается во всём: положении тел, взглядах, волнах, развевающихся стягах, крошечной фигурке хана на высоком берегу, воздевшего руки, посылающего всадников и пеших навстречу смерти.

Несмотря на глубокое изучение истории Суриков в своих картинах часто допускал художественные вольности. Среди воинов Кучума мы видим и костюмы восточно-сибирских народов, которые не могли участвовать в битве. А шаман одет в хакасский национальный костюм.

Картина принесла художнику большой успех.
Для Государственного Русскогь музея её приобрёл сам царь Николай Второй за 40 тысяч рублей.
А Академия художеств избрала Сурикова акадекимом.

Опубликовала    02 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Василий Суриков - картина «Меншиков в Берёзове»

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра Первого, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью.
В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен об…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  19 фев 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024

Морозов Александр Иванович - картина "Выход из церкви в Пскове"

Жанровый живописец Александр Морозов — сын бывшего дворового, художника И.М. Морозова — обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя с 1852 года. Студент класса исторической живописи Алексея Маркова, в 1863 году он участвовал в так называемом Бунте четырнадцати, вместе с другими выпускниками протестуя против косности традиционной образовательной системы и устаревших порядков. Его участники организовали первое в России независимое творческое объединение — Санкт-Петербург…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 мая 2024