Василий Кондратьевич Сазонов родился крепостным человеком графа Н. П. Румянцева, который, заметив в нём охоту и способность к искусству, определил его на свой счёт в ученики Академии художеств в 1804 году.
Занимаясь в Академии художеств живописью под руководством Г. Угрюмова, Сазонов показал столь быстрые успехи, что граф Румянцев отпустил его на волю.
Будучи выпущен из академии в 1815 году со званием художника XIV класса, Сазонов жил при ней на правах её пенсионера до 1817 года, в котором граф Румянцев дал ему средства отправиться для дальнейшего усовершенствования в чужие края.
В иконостасе Казанского собора в Санкт-Петербурге Сазонову принадлежат шесть образов, в главном тамбуре Введенской церкви Семёновского полка — изображения Спасителя, трёх святителей и двенадцати апостолов, в церкви на Аптекарском острове — образа четырёх евангелистов. Все эти произведения свидетельствуют, что их автор не обладал большой находчивостью фантазии и не был особенно силён в рисунке, но его композиция отличается серьёзностью и обдуманностью, а колорит при всей своей условности и холодности не лишён гармонии и вкуса.
***
В памятнике русской исторической литературы XVI века «Степенной книге» есть интересная история о первой встрече князя Игоря с Ольгой: «Однажды князь Игорь охотился со своей дружиной в Псковских лесах. Охота была удачной, и надо бы возвращаться в лагерь. Но Игорю всё мало. Отправив своих товарищей с добычей, сам ещё решил поохотиться.
Вышел он к реке Великой, что протекала в тех краях. И захотелось князю перебраться на другой берег. А тут, на счастье, и лодка появилась, а в ней отрок. Попросил Игорь о переправе. Когда лодка пристала к берегу, и Игорь забрался в неё, то увидел, что лодкой управлял не отрок, а молодая девушка. Да такой красоты небывалой, что зародились у Игоря мысли непотребные, разгорелась в нём страсть, начал князь предлагать ей бесстыдное.
Но девушка быстро осадила князя словами: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».
Подивился Игорь её умным словам, и стыдно стало князю. Не тронул он девушку непорочную. Но запала она ему в душу, не мог забыть её.
И когда пришла пора жениться Игорю, захотел взять девушку из псковских лесов в жены. И опекун его, князь Олег, привёз девицу в Киев. И стала после свадьбы она княгиней Ольгой.
Именно эту историю и изобразил русский художник Василий Сазонов на полотне, которое сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
****
Вот такая история. Правда ли было это или всего лишь легенда, сочиненная в более позднее время, никто не знает. Да и не узнает уже. Как и многое другое о княгине Ольге.
Доподлинно только известно, что княгиня Ольга существовала на самом деле, была женой князя Игоря, правила Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, первой из правителей Руси приняла христианство.
А все остальное только предположения, легенды и, скорее всего, вымыслы.
Первое упоминание о княгине Ольги находится в «Повести временных лет», наиболее раннем из дошедших до нас древнерусских летописных сводов.
Прижизненных исторических документов об Ольге не сохранилось. Так что говорить о полной достоверности не приходится.
Так что вопрос: «А была ли девушка из псковских лесов?» совсем не праздный. О происхождении княгини Ольги существует несколько теорий.
Согласно «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова. Вернее, из деревни Выбуты, находящейся в 12 км от Пскова выше по реке Великой.
Народные предания псковской земли присвоили имя Ольги многим достопримечательностям в окрестностях деревни Выбуты. Например, называют Ольгинским правый берег реки Великой напротив Выбут, обитатели этой деревни до сих пор пользуются удобным колодцем, выдолбленном в известняковом обрывистом берегу, издревле называя его Ольгинским ключом. Но опять же совершенно неизвестно, появились ли эти названия при Ольге или позже.
Ничего не известно и о родителях Ольги. Более всего распространена версия о скандинавском происхождении Ольги. Кто-то говорит, что она принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских. Кто-то предполагает, что была Ольга из крестьян.
А некая Типографская летопись (конец XV века) утверждает, будто Ольга вообще была дочерью Вещего Олега.
Про дату рождения Ольги тоже ничего толком неизвестно. Официально считается, что родилась княгиня Ольга около 890 года. Хотя в последних исторических исследованиях приводится 920 год. Но, как я уже писала выше, с датами, относящимися к столь давнему периоду, такая путаница, что лучше не заострять на них внимание.
Важно то, что Ольга стала женой князя Игоря.
И надо отметить, любимой женой.
Сокрушительная победа над древлянами (то ли месть за мужа, как пишет летописец, то ли завоевание новых земель), упорядочение сбора податей, начало каменного градостроительства на Руси, путешествие в Константинополь и принятие христианства, — вот малый перечень деяний княгини Ольги.
Великая женщина! И тем печальнее, что ее единственный сын Святослав Игоревич не поддержал мать в ее начинаниях. Даже оставил Киев, где находились не только престарелая мать, но и его дети, и они чуть не стали жертвами напавших на незащищенный Киев печенегов. Он остался до конца преданным старой веры, не принял христианства.
Крестил Русь воспитанный Ольгой ее внук Владимир. Но княгине Ольге этого не суждено было увидеть.