Честно говоря я не знаю, зн6аете ли вы что Сфинксы существуют не в единичном режиме. Их на Земле много. Просто они разные. Но есть на свете Сфинкс, который довольно точно повторяет копию египетского Сфинкса. Только находится он в труднодоступном месте и очень сильно разрушен
ТАЙНА БЕЛУДЖИСТАНСКОГО СФИНКСА
Храмовый комплекс в Пакистане.
Сам комплекс подвергся с вое время разрушительному воздействию катаклизмов, землетрясений, воздействию воды и. огня. Что это было, взрыв атомной бомбы? Ливневые дожди, наводнение? Извержение вулкана? Нашествие неприятеля? Никто его не изучал, он находится на территории исламского государства, в трудно проходимой местности, и только недавно к нему проложили дорогу.
Среди пустынного скалистого ландшафта побережья Мекрана в Южном Белуджистане (Пакистан) существует архитектурная жемчужина, которая веками оставалась незамеченной и неисследованной. Белуджистанский Сфинкс, как его обычно называют, привлек внимание общественности только после того, как в 2004 году открылось прибрежное шоссе Мекрана, соединившее Карачи с портовым городом Гвадар. Четырехчасовая поездка (240 км) из Карачи через извилистые горные перевалы и засушливые долины приведет к национальному парку Хингол, где находится Сфинкс.
Белуджистанский Сфинкс считается в настоящее время природным образованием, хотя археологических исследований в этом месте, похоже, не проводилось. Если внимательно присмотреться к особенностям Сфинкса, а также некоторые связанные с ним структуры, становится очень трудно согласиться с тем, что он был сформирован силами природы. Это место скорее выглядит как гигантский архитектурный комплекс, высеченный в скале.
Белуджистанский Сфинкс в Национальном парке Хингол.
Беглый взгляд на впечатляющую скульптуру показывает, что Сфинкс имеет четко очерченную линию челюсти и различимые черты лица — глаза, нос и рот, которые расположены в идеальной пропорции друг к другу.
Белуджистанский Сфинкс в Национальном парке Хингол. Беглый взгляд на впечатляющую скульптуру показывает, что Сфинкс имеет четко очерченную линию челюсти и различимые черты лица — глаза, нос и рот, которые расположены в идеальной пропорции друг к другу.
Головной убор Сфинкса очень напоминает Немес — полосатый головной убор, закрывающий макушку и затылок. У него есть две большие заметные створки, которые свисают за ушами и перед обоими плечами. На Белуджистанском Сфинксе хорошо видны ушные раковины (в том числе и полоски на нем). У Сфинкса есть горизонтальная канавка на лбу, которая соответствует головной повязке фараонов, удерживающей головной убор на месте.
Белуджистанский Сфинкс поразительно похож на египетского Сфинкса
На скале также можно легко различить контуры передних лап Сфинкса. Трудно понять, как природа могла высечь статую, до такой степени напоминающую известное мифическое животное.
В непосредственной близости от Белуджистанского Сфинкса находится еще одно важное сооружение. Издалека он выглядит как индуистский храм (как в Южной Индии) с мандапой (залом) и виманой (шпилем храма). Верхняя часть виманы, по всей видимости, была разрушена. Сфинкс полулежит перед храмом, выступая в роли защитника священного места.
В сакральной архитектуре Сфинкс всегда выполнял защитную функцию. Они обычно размещались по обе стороны от входа в храмы, гробницы или священные памятники. В Древнем Египте Сфинкс имел тело льва, но его голова могла быть головой человека (Андросфинкс), барана (Криосфинкс) или сокола (Иеракосфинкс). Он всегда считался защитником храмов или священных мест. Великий Сфинкс Гизы, к примеру, выступает в качестве хранителя комплекса пирамид.
Сфинкс в сакральной архитектуре древних культур
В Греции у Сфинкса была голова женщины, крылья орла, тело львицы и, по некоторым данным, хвост змеи. Колоссальная статуя Сфинкса Наксоса стояла на высокой ионической колонне у священного Дельфийского Оракула, как защитник этого места.
В индийском искусстве и скульптуре сфинкс известен как пуруша-мрига (что на санскрите означает «человек-зверь»). Как в Египте и в Греции, Сфинксы стояли возле ворот храма, выступая в роли стражей святилищ. Они также могли быть и в других частях храмов, включая входные ворота (гопурам), залы (мандапа) и даже места рядом с центральными святилищами (гарба-гриха) и т. д. Раджа Дикшитар определил 3 основные формы индийского Сфинкса: а) присевший Сфинкс с человеческим лицом, но с некоторыми чертами льва, такими как грива и удлиненные уши; б) шагающий или прыгающий Сфинкс с полностью человеческим лицом; в) полупрямой или полностью прямой Сфинкс, иногда с усами и длинными бородами, часто в процессе поклонения Шива-Лингаму.
Сфинксы также фигурируют в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии. В Мьянме их называют Мануссиха (от санскритского ману-симха, что означает человек-лев). Их изображают в кошачьих присевших позах по углам буддийских ступ. Они носят сужающуюся корону, а к их передним конечностям прикреплены крылья с перьями.
Итак, во всем древнем мире Сфинкс выступал в роли защитника священных мест. Сфинкс Белуджистана, похоже, также охраняет храмовое сооружение рядом с ним. Это говорит о том, что это место было заложено в соответствии с принципами сакральной архитектуры.
При ближайшем рассмотрении храма Сфинкса видны явные следы колонн, вырезанных на пограничной стене. Вход в храм виден за большим нагромождением отложений или термитников. Приподнятое скульптурное сооружение слева от входа могло быть вспомогательной святыней. В целом, не может быть никаких сомнений в том, что это массивный, рукотворный, высеченный в скале памятник огромного возраста.
Храм Сфинкса в Белуджистане имеет явные признаки того, что он был рукотворной, вырубленной в скале структурой
Интересно, что на фасаде храма Сфинкса, прямо над входом, с обеих сторон, высечены две массивные скульптуры. Резьба сильно размыта, что затрудняет их идентификацию, но похоже, что фигура слева — это Картикея (Сканда), держащий свое копье, а фигура справа может быть шагающим Богом Ганешей. И Картикея, и Ганеша — сыновья Шивы, а это значит, что храмовый комплекс мог быть посвящен Шиве.
Хотя любая идентификация на этом этапе является предположительной, тем не менее, присутствие скульптурных фигур на фасаде подтверждает, что это — рукотворное сооружение.
Структура Храма Сфинкса предполагает, что на самом деле это может быть гопурам, то есть входная башня храма. Как и Храм Сфинкса, гопурамы обычно имеют плоскую вершину. Гопурамы имеют ряд декоративных каласамов (каменных или металлических горшков), расположенных сверху. Если мы внимательно посмотрим на храм Сфинкса с плоской вершиной, то увидим ряд «шипов» на вершине, которые могут быть рядом каласамов, покрытых отложениями или термитниками.
Гопурамы прикреплены к граничной стене храма, а храм Сфинкса кажется примыкающим к внешней границе. На гопурам также вылеплены гигантские фигуры дварапал, то есть стражей дверей, и, как мы уже отмечали, на фасаде храма Сфинкса, прямо над входом, вырезаны две массивные фигуры, которые могут служить дварапалами.
Возвышающееся сооружение слева от храма Сфинкса могло быть еще одним гопурамом. Это означает, что по сторонам света могло быть четыре гопурама, ведущих в центральный двор, где была построена главная святыня храмового комплекса (чего не видно на фотографии). Такая храмовая архитектура довольно распространена в храмах Южной Индии.
Храм Аруначалешвара в штате Тамил Наду, Индия, имеет четыре гопурама, то есть входные башни, расположенные по сторонам света. В храмовом комплексе находятся многочисленные святыни
Храм Аруначалешвара в штате Тамил Наду, Индия, имеет четыре гопурама, то есть входные башни, расположенные по сторонам света. В храмовом комплексе находятся многочисленные святыни
Приподнятая платформа, на которой расположены Сфинкс и Храм, кажется, искусно украшена резьбой с колоннами, нишами и симметричным узором, проходящим через всю верхнюю часть платформы. Некоторые из ниш вполне могут быть дверями, ведущими в комнаты и залы под комплексом Сфинкса. Многие считают, что под Сфинксом на плато Гизы также могли быть камеры и проходы. Также интересно отметить, что Белуджистанский Сфинкс и Храм расположены на возвышении, точно так же, как Сфинкс и Пирамиды Египта были построены на плато Гизы, возвышающемся над городом Каир.
Еще одна заметная особенность этого места — ряд ступеней, ведущих на возвышенную платформу. Ступени кажутся равномерно расположенными и одинаковой высоты. Весь участок производит впечатление грандиозного архитектурного комплекса, высеченного в скале, который был разрушен стихией и покрыт слоями отложений, скрывающими более сложные детали скульптур.
Белуджистанский Сфинкс высечен на платформе со ступенями, колоннами, нишами и симметричным рисунком
Что могло отложить столько осадка на участке? Побережье Мекрана в Белуджистане является сейсмически активной зоной, где часто ходят сильные цунами, стирающие с лица земли целые деревни. Сообщалось, что землетрясение 28 ноября 1945 г. с эпицентром у побережья Мекрана вызвало цунами, высота волн в некоторых местах достигала 13 м.
Кроме того, вдоль береговой линии Мекрана разбросано несколько грязевых вулканов, группа которых сосредоточена в пределах национального парка Хингол, недалеко от дельты реки Хингол. Интенсивная сейсмическая активность вызывает извержение грязевых вулканов, тем самым извергая ошеломляющее количество грязи, затапливая окружающий ландшафт. Иногда у берегов Мекрана в Аравийском море появляются острова грязевых вулканов, которые рассеиваются под действием волн в течение года.
Следовательно, совместное воздействие цунами и грязевых вулканов, наряду с термитниками, может быть причиной накопления отложений на этом участке.
Когда китайский паломник Хиуэн Цанг посетил Мекран в 7 веке нашей эры, он отметил, что письменность, использовавшаяся в Мекране, была «почти такой же, как в Индии», но разговорный язык «немного отличался от индийского». Согласно отчетам Хиуен Цанга, даже в 7 веке нашей эры побережье Мекрана было усеяно сотнями буддийских монастырей и пещер, а также несколькими сотнями индуистских храмов, в том числе богато украшенным скульптурным храмом Господа Шивы.
Что случилось с этими пещерами, храмами и монастырями побережья Мекрана? Почему они не были восстановлены? Их постигнет та же участь, что и храмовый комплекс Сфинкса? Выветренные стихиями и покрытые отложениями, эти древние памятники либо совсем забыты, либо выдаются за природные образования.
Рядом с Белуджистанским Сфинксом, на вершине возвышенной платформы, находятся остатки еще одного древнего индуистского храма с Мандапой, Шикхарой (Виманой), колоннами и нишами.
Древний индийский храм на побережье Макрана с виманой, мандапой, колоннами и нишами
Вопрос в том, сколько лет этим храмам Мекрана? Цивилизация долины Инда простиралась вдоль береговой линии Мекрана, а ее самый западный археологический памятник известен как Суткаген-Дор, недалеко от иранской границы. Таким образом, некоторые из храмов и высеченных в скалах скульптур региона, в том числе комплекс Сфинкса, могли быть построены тысячи лет назад, в период Инда (около 3000 г. до н.э.), или, возможно, раньше.
Вполне возможно, что это место строилось поэтапно, причем некоторые постройки были очень старыми, а другие — сравнительно новыми. Однако датировка наскальных памятников затруднена из-за отсутствия надписей. Если даже в этих местах будут найдены достоверные надписи, интерпретировать их будет невозможно в силу того, что письменность Инда еще не расшифрована. Для определения возраста строений ученым придется полагаться на датируемые артефакты/человеческие останки, архитектурные стили, закономерности геологической эрозии и другие подсказки.
Одной из загадок индийской цивилизации было множество изысканных высеченных в скале храмов и памятников, которые были построены с 3-го века до нашей эры. Как появились навыки и приемы строительства этих священных мест без соответствующего периода эволюции? Скальные памятники побережья Мекрана могут объяснить преемственность между архитектурными стилями периода Инда и более поздней индийской цивилизацией. Возможно, именно в горах побережья Мекрана ремесленники Инда оттачивали и совершенствовали свое мастерство, которое впоследствии было перенесено в более Южные регионы Индостана.
Цивилизация долины Инда включала участки, расположенные вдоль побережья Мекрана
Несомненно, на побережье Мекрана в Белуджистане есть настоящая сокровищница археологических чудес. К сожалению, эти великолепные памятники, происхождение которых уходит в неведомую древность, продолжают чахнуть в одиночестве из-за ужасающего уровня апатии к ним.
Похоже, что было предпринято мало попыток признать или восстановить их, и журналисты обычно выдают их за «естественные образования». Ситуацию можно спасти только в том случае, если к этим сооружениям удастся привлечь международное внимание и если группы археологов (а также независимых энтузиастов) со всего мира посетят эти загадочные памятники для исследования, восстановления и популяризации по всему миру.
Значение этих древних памятников побережья Мекрана трудно переоценить. Им могут быть тысячи лет