19 (30) июля 1754 года родился Серафи́м Саро́вский (в миру Прохор Иси́дорович Мошни́н - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.
Преподобный Серафим, Саровский чудотворец — один из любимых и наиболее почитаемых в России святых. Он известен большинству наших соотечественников как радостный, пасхальный батюшка.
«Христос воскресе, радость моя!» — этими словами встречал каждого приходящего к нему преподобный, напоминая об основе нашей веры — Воскресении Христовом.
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Сидоров Мошнин; 1754—1833) — старец-пустынножитель, затворник.
Родился в Курске в благочестивой купеческой семье.
Его родителями был построен курский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, ставший впоследствии кафедральным собором.
В 19 лет преподобный поступил в Саровскую обитель, отличавшуюся строгим общежительным уставом. Здесь он подвизался, «мыслью не выходя за стены», более 50 лет, пройдя все степени подвижничества: жил в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и затворником.
По выходе из затвора приложил особые усилия для устроения и расширения Дивеевского женского монастыря, образовав Серафимо-Дивеевскую общину. Многие стекались к его келье, поверяя свои скорби и получая исцеление души и тела.
Саровская обитель была окружена густым сосновым лесом; сюда удалялись иноки в уединенные келий для сокровенного доброделания и сюда же, в свою «дальнюю пустынь», с 20 ноября 1794 г. вселился отец Серафим.
Предаваясь богомыслию, изучению Священного Писания и чтению отцов Церкви, он обозначил сами местности в лесу именами различных святых мест — град Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, Фавор, Голгофа — представляя себе природу как путь восхождения к Господу. Холм своего жительства он называл Афонской горой (куда по его желанию не было доступа женщинам).
В этом глухом лесу, на половине пути от келий к монастырю, лежал большой гранитный камень, который отец Серафим использовал как столп для усиления молитвенного подвига. Чтобы оставаться невидимым, он молился на нем ночью.
Для уравнения дневных подвигов с ночными отец Серафим имел и в келье камень, на котором молился днем. Сколько времени совершался подвиг, доподлинно неизвестно, видимо, до 1810 г., т. е. до переселения преподобного из пустыни в монастырскую келью.
В бумагах обители хранился черновой отзыв игумена обители Нифонта на тайный запрос тамбовского епископа о подвижнике: «о подвигах и жизни о. Серафима мы знаем: о тайных же действиях… и о стоянии 1000 дней и ночей на камне, никому не было известно».
Скончался 2 января 1833 г., 19 июля 1903 г. последовало обретение мощей преподобного Серафима.
***
На иконе изображен молитвенный подвиг преподобного Серафима, когда святой, стоя на камне, молился 1000 ночей в лесу и 1000 дней в келье.
Описание подвига было изложено уже в первом печатном издании жизнеописания преподобного (1841).
Само изображение возникло вскоре после кончины старца: аналогичный образ висел над его гробницей в Саровском монастыре. Большое внимание разработке иконографии сюжета посвятили дивеевские сестры.
На иконе преподобный Серафим запечатлен коленопреклоненным на плоском камне перед образом; на старце белый балахон, подпоясанный полотенцем, лапти, в руке — лестовка, на груди — медный крест, благословение матери на иноческий путь. Перед камнем лежат кожаные рукавицы, камилавка, мешок с сухарями и топор.
Икона выполнена в характерной для школы дивеевских сестер реалистичной манере, в технике масляной живописи с использованием композиции литографии, лежащей под красочным слоем.
Главное внимание уделено воспроизведению портретных черт старца и передаче его особого вдохновенного состояния. Живописными средствами передана необычность духовного подвига, превышающего человеческие силы.
На темном фоне выразительно читается силуэт преподобного. Его лик и руки высветлены и вместе с блистающими одеждами создают впечатление светоносности фигуры.
Икона, перед которой молится преподобный, скрыта в тени, но ее присутствие важно, так как старец настаивал в своих поучениях на молитве перед образом.
Воздетые в молитве руки воспроизводят жесты пророков Моисея, Иисуса Навина, а также иерейский жест во время литургии, что придает изображению широкое обобщающее значение — моления за народ.