Мезоамериканские кодексы — рукописные документы коренных народов Центральной Америки доиспанского и раннего колониального периода, где в основном в пиктографической форме освещаются исторические и мифологические события, религиозные ритуалы, хозяйственные темы (например, сбор податей), содержатся астрономические и гадальные таблицы и другие сведения.
Будучи каждый уникальным документом, эти своеобразные книги являются ценнейшим памятником мезоамериканской культуры и истории.
Их принято называть по именам их исследователей или владельцев либо по месту хранения (например, кодекс Ботурини или Ватиканский кодекс 3773).
В настоящее время кодексы и их факсимиле находятся в библиотеках и музейных собраниях разных стран мира.
Первым мезоамериканским кодексом, переведённым на русский язык, стал Кодекс Теллериано-Ременсис (2010).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Слово «кодекс» происходит от латинского codex, что означало «кусок дерева», так как первоначально кодексы составлялись на деревянных табличках.
Также и бумага для индейских кодексов изготавливалась из коры разных видов фикусов и на языке ацтеков называлась аматль (аст. matl), что в испанском превратилось в амате (исп. papel amate).
В юкатекском языке эквивалентом является слово kopo (или устаревший вариант написания copo), а в языке майя классического периода — huun (или hun), что также означало «книга», «кора» или «одежда из коры».
Для того, чтобы изготовить бумагу, длинные полосы коры сдирали с деревьев и очищали волокно от толстого слоя внешней коры.
Затем полосы несколько раз отмачивали в воде и высушивали, после чего отбивали на камнях или деревянных досках.
Полученные листы, достигавшие в длину нескольких метров, шлифовали камнями до гладкости.
Кроме того, некоторые кодексы написаны на выделанной оленьей шкуре.
Затем листы грунтовали гипсом и наносили рисунки с одной или обеих сторон.
Для кистей различного размера использовался кроличий мех, краски изготавливались из разведённых в воде минералов.
Сложенные гармошкой книги помещали в «обложки» из дерева или шкуры, которые часто украшались золотом и драгоценными камнями.
Их можно было читать, переворачивая лист за листом либо развернув во всю длину.
ИСТОРИЯ
Точно неизвестно, когда впервые появились бумажные рукописи.
В Теотиуакане археологами были найдены камни, датирующиеся VI веком н. э., которые напоминают камни, использовавшиеся при изготовлении бумаги.
У майя бумажные книги получили широкое распространение примерно в конце IX века, также есть данные, что майя и другие народы, например, сапотеки и тольтеки, изготавливали бумажные рукописи уже в III в н. э., а книги — около 660 года.
У ацтеков изготовление бумаги было развитой индустрией, поставлявшей большое количество аматля для различных целей, в том числе для создания книг и документов.
Кроме того, в Тешкоко находилась библиотека с обширной коллекцией майяских, сапотекских и тольтекских рукописей.
После начала колонизации Америки испанцами кодексы, как и другие памятники истории и культуры коренных народов, без счёта уничтожались в ходе порабощения и насильственной христианизации.
Множество рукописей погибли в ходе битв, например, при осаде Теночтитлана в 1521 году.
Вследствие этого до нашего времени сохранилось лишь небольшое число индейских рукописных книг доколумбовой эпохи.
Из них большинство отсылались в Испанию в качестве трофеев и древностей.
Однако некоторые кодексы создавались и в колониальный период, так как европейские миссионеры полагали с их помощью более эффективно обращать индейцев в христианство.
Для этого местные художники делали рисунки, к которым затем добавлялись подписи и объяснения на испанском или местных языках, записанных латинским алфавитом, а иногда на латыни.
Помимо того, монахи, особенно францисканцы, стремились зафиксировать местные обычаи и верования.
Так появилось множество своеобразных «иллюстрированных энциклопедий» местной жизни.
Историк Дамиан Бака считает, что «колониальные кодексы предназначались для того, чтобы перестроить умы и память коренных мезоамериканцев.
Эти кодексы, даже созданные самими ацтеками, представляли собой исторический нарратив с господствующей испанской точкой зрения».
Однако это позволило сохранить пиктографическую традицию.
Многие поздние рукописи были основаны на более ранних, доиспанских, или целиком скопированы с них.
В настоящее время известно около пятисот колониальных кодексов.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В основном кодексы классифицируются в зависимости от их происхождения; кроме того, выделяется группа неизвестного происхождения.
Также кодексы делятся на доколониальные и колониальные.
Ацтекские кодексы
Самая многочисленная группа кодексов, большую часть которой составляют документы, написанные после колонизации.
Сохранилось несколько сотен кодексов, ниже представлены наиболее известные.
• кодекс Аскатитлан
• кодекс Ботурини
• Бурбонский кодекс
• Ватиканский кодекс A (3738)
• кодекс Вейтия
• кодекс Коскатцин
• карта Куаутинчана
• кодекс Мальябекиано
• кодекс Тудела
• кодекс Иштлильшочитль
• кодекс Мендос
• кодекс Рамирес
• кодекс Обен
• кодекс Осуна
• кодекс Теллериано-Ременсис
• анналы Тлателолько
• кодекс Уэшоцинко
• Флорентийский кодекс
• кодекс Чимальпопоки (Легенда о Солнцах)
• кодекс Шолотль
• Libellus de medicinalibus indorum herbis
Кодексы майя
Лишь несколько дошедших до наших дней рукописей индейцев майя.
Названы по библиотекам, в которых находятся.
• Кодекс Гролье
• Дрезденский кодекс
• Мадридский кодекс
• Парижский кодекс
Миштекские кодексы
В основном исторического содержания.
• кодексы Беккер I и II
• кодекс Бодли
• Codex Vindobonensis Mexicanus I
• кодекс Зуш-Наттолл
• кодекс Коломбино
• кодекс Селден
• кодекс Эгертон
Группа кодексов Борджиа
Происхождение и создатели этой группы кодексов неизвестны.
Посвящены религиозной тематике.
• кодекс Борджиа
• кодекс Лауд
• Ватиканский кодекс B (3773)
• кодекс Коспи
• кодекс Фейервари-Майер
• кодекс Риос
• кодекс Порфирио Диас
• рукопись Обен № 20
Иллюстрация: Фрагмент Бурбонского кодекса с подписями на испанском языке.