Образ Святого Сергия — духовного вождя России, её высо-кого Покровителя — занимает особое место в творчестве Рериха.
Сергий жил в 14 веке, когда Русь задыхалась под игом ордынцев. Чтобы сбросить варварское иго и построить прочное независимое государство, русский народ должен был поднять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением.
Сергий был неумолимым врагом княжеских междоусобий, препятствовавших собиранию национальных сил, он явился идейным вдохновителем Куликовской битвы.
На картине Святой Сергий благословляет русское воинство на смертный бой с врагом — на Куликовскую битву. В его руках мы видим плат со священным знаком Триединства и белокаменный храм — как символ построения будущей великой России.
Вверху картины художник поместил Всевидящее Око — древний символ окружающего нас пространства, в котором запечатлено абсолютно всё, что происходит. И в православных храмах на куполах изображается Бог- Отец или Всевидящее Око, для которого нет ничего скрытого и тайного.
В нижней части картины художником сделана надпись сла-вянской вязью: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий…» — и далее многоточие.
Это пророчество Н.К. Рериха, сделанное им в преддверии Второй мировой войны, было дано и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа.
Елена Ивановна Рерих предрекала: «Пробьёт час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к Родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного… за Святыню отечества, за достоинство своё, за благо народов!»