На фреске Владимирского Собора запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.
Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы.
Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал.
Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа?
А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы?
У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви — почти такие же красивые, как и в Константинополе.
***
Перед нами финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира».
От росписи в киевском храме он практически не отличается.
Известно, что подготовительный этап длился достаточно долго: одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи, в которых было найдено достаточно подробное описание внешности князя Владимира.
Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора и другим памятником, именуемым «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха.
Создавая этот, шедевр художник долгие годы изучал древние рукописи, с целью максимальной передачи характера и личности князя. Такой подход позволил художнику добиться соблюдения чёткого историзма.
***
Центральной фигурой на фресковом изображении является великий князь Владимир, облаченный в богатые парчовые одежды, расшитые золотом.
Он молитвенно воздевает руки к небу, прося у Бога благословения на Крещение Руси.
Люди разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, стоят в ожидании свершения обряда.
Все они одеты в белые одежды — символ очищения от грехов. Кого-то священник уже крестил, кто-то стоит и молится рядом с князем. Сверху изображено белое прозрачное облако, откуда на собравшихся льется свет божественной благодати. Хоть там все слегка размыто, но видно, что на небе радуются за людей, принимающих участие в таинстве.
Некоторые искусствоведы считают, что мастер изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира.
На представленной картине глаза у князя широко открыты, он как будто бы только что прозрел, но не только физически, но и духовно, о чем свидетельствуют его слова: «Я был зверь, а стал человеком».
Композиция с четко обозначенным центром, приглушенный фресковый колорит, размеренный ритм арочных полукружий, увенчанных высоким куполом, — все это призвано передать ощущение таинственности и торжественности момента, атмосферу благоговейной тишины.
Художник сумел максимально полно прорисовать каждого изображённого на картине человека, что позволяет увидеть отношение конкретного сословия к данному событию.
Священники размеренно совершают обряд Крещения, княжеская рать следит за происходящим с любопытством, а знать выражает смиренность к свершившемуся историческому событию.