Картина написана в 1822 году, вероятно, на волне патриотического подъёма после изгнания Наполеона из России. В результате в этот период появляется интерес к русской истории, вследствие чего популярность приобретает исторический жанр в живописи, интерес к древнерусскому градостроительству в архитектуре, в философии также возрождается интерес к Православию.
Действие картины происходит в Киеве в 987 году. Художник на полотне изобразил фрагмент, который описан летописцем православным монахом Нестором в «Повести временных лет» — князь Владимир желает обратить свой народ в одну из известных религий того времени.
Первая попытка создать некий синкретический культ окончилась провалом. Еще до правления князя Владимира на Русь проникает христианство и активно распространяется. Выбор веры князя поэтому был не случаен: он избирает Православие, и этот выбор был судьбоносен для русского народа.
***
На картине «Великий князь Владимир избирает религию» изображён красивый мудрый старец царственного вида с седой окладистой бородой — князь Владимир, перед ним греческий монах в чёрной рясе держит раскрытую Библию с цветной иллюстрацией. Владимир протягивает руки к Библии, видимо, с просьбой что-то пояснить.
На втором плане — католический священник в ярком одеянии, он уходит, отвергнутый и обиженный.
На заднем плане — в тени — остальные представители посольства.
Во взгляде Владимира явный интерес к излагаемым православным священником фактам. Художник убеждает зрителя в том, что Владимир взвешенно принял решения. Нужно только к нему присмотреться, и тогда глазам откроется его красота.
На полотне присутствуют декоративность и стилизация, свойственная художественной манере автора. Но в самой композиции, в изображении главных героев — князя Владимира и православного философа-грека — показана психология героев.
Во взгляде Владимира, его жесте — углубленное осмысление действительности.
Этот интерес к внутренним, душевным взаимодействиям, психологическому резонансу предметов и сочетаний цветов был свойственен художественной манере мастера.
Оригинал: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург