Великий русский художник… Такими словами можно начать любую статью о Илье Ефимовиче Репине (18441930).
С его хрестоматийных работ начинают знакомство с живописью дети в школах, а героев его полотен знают наизусть, будь то бурлаки, запорожцы или Иван Грозный, рыдающий над убитым сыном.
Когда после Октябрьской революции художник был отрезан от родины в своем имении Пенаты в Куоккале (Финляндия), он отказался вернуться, несмотря на неоднократные приглашения советского руководства.
Но на авторитет и популярность знаменитого передвижника это нисколько не повлияло, общенародная любовь и признание никогда не покидали Репина.
Большинство его шедевров давно украшают стены Третьяковской галереи и Русского музея, и попадание на аукцион полотна Репина музейного уровня, казалось очень маловероятным.
Тем не менее это произошло: в июле 2011 аукцион Christie’s включил в каталог «Парижское кафе», хранившееся в некой частной коллекции с 1916 года и никогда не выставлявшееся в России.
Репин написал «Парижское кафе» во время поездки по Европе в 1873—1876 годах.
В этом путешествии молодой художник, опьяненный творческой свободой, царившей во французской столице, на время отвлекся от прославивших его русских сюжетов и обратился к не типичной для себя теме: он изобразил представителей парижской богемы за столиками бульварного кафе.
Среди прототипов героев полотна исследователи называют, например, известного салонного художника Жана-Леона Жерома, поэта Катюля Мендеса и натурщика Эмиля Бело. Взоры посетителей обращены на пришедшую в кафе без сопровождения даму (Анн Жюдик).
Эту картину Репина можно назвать прообразом будущих групповых импрессионистических портретов, на которых изображался мир шумных парижских кафе. В ней реалистичная манера письма Репина выходит на новый уровень. Художника, однако, раскритиковали Владимир Стасов и Иван Крамской — за отход от русского материала при выборе темы.
Аукционный дом «Christie's «активно призывал российские музеи купить работу, мотивируя это тем, что «такой возможности может не представиться на протяжении целого столетия». Картина за 4,52 млн досталась неизвестному телефонному покупателю.
Судя по всему, это было частное лицо, так как ни один музей не отчитался о покупке.