В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта.
В картине «Любитель» (конец 1860-х) художник едко высмеял тип сластолюбивого богача-сибарита, поклонника «изящных искусств».
Картина «Любитель» (1867), показывает убогость духовного мира, бесполезность существования одного из представителей «высших классов».
Это тем более интересно, что на картине изображено портретное лицо — известный московский богач и меценат Н. Медынцев.
Художник показал его в обстановке богатого кабинета, очень тонко раскрыв при этом вкус, направленность интересов героя картины. Застывшая на губах нехорошая, нечистоплотная улыбка, жест правой руки позволяют понять, что «любитель» погружен в созерцание картины весьма фривольного содержания.
Акцентируя это, Прянишников помещает на стене подобную же картину, для большей выразительности показывает только часть ее — обнаженную грудь красавицы и край причудливой золоченой рамы.
Художник погружает все в полумрак, выделяя светом лицо и тонкие, унизанные кольцами пальцы рук «любителя».
Большеносая, отвратительная физиономия, обрамленная тщательно напомаженными волосами, тщедушная фигура, кокетливый костюм — шелковый малиновый халат и ночные туфли на каблуках — весь облик старого ловеласа вызывает чувство неприязни и брезгливости.
Тщательная выписанность предметов обстановки вполне оправданна—обстановка дополняет характеристику «героя» и в то же время этим приемом сопоставления человека с вещами художник как бы подчеркивает ничтожность богача.
Картина очень выразительна в рисунке и композиции, менее удачен ее колорит. Цвет служит средством наиболее точной и подробной характеристики вещей и не раскрывает эмоционального строя картины.
К сюжету, взятому Прянишниковым, в те годы обращались многие художники.
Прянишников осмеивает пороки отдельного человека, ограничивается, говоря словами Добролюбова, «отдельными ударами по отдельным лицам».
Поэтому картина «Любитель» уступает произведениям Перова и Неврева, где раскрывается социальный смысл явления, остро ощущается зависимость человека от общих условий жизненного строя того времени.
И только при сопоставлении с однотемными картинами других художников с другими работами Прянишникова того же времени становится более ясным ее социальный смысл.