Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илларион Прянишников - картина "Любитель"

В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта.
В картине «Любитель» (конец 1860-х) художник едко высмеял тип сластолюбивого богача-сибарита, поклонника «изящных искусств».

Картина «Любитель» (1867), показывает убогость духовного мира, бесполезность существования одного из представителей «высших классов».
Это тем более интересно, что на картине изображено портретное лицо — известный московский богач и меценат Н. Медынцев.

Художник показал его в обстановке богатого кабинета, очень тонко раскрыв при этом вкус, направленность интересов героя картины. Застывшая на губах нехорошая, нечистоплотная улыбка, жест правой руки позволяют понять, что «любитель» погружен в созерцание картины весьма фривольного содержания.

Акцентируя это, Прянишников помещает на стене подобную же картину, для большей выразительности показывает только часть ее — обнаженную грудь красавицы и край причудливой золоченой рамы.
Художник погружает все в полумрак, выделяя светом лицо и тонкие, унизанные кольцами пальцы рук «любителя».
Большеносая, отвратительная физиономия, обрамленная тщательно напомаженными волосами, тщедушная фигура, кокетливый костюм — шелковый малиновый халат и ночные туфли на каблуках — весь облик старого ловеласа вызывает чувство неприязни и брезгливости.

Тщательная выписанность предметов обстановки вполне оправданна—обстановка дополняет характеристику «героя» и в то же время этим приемом сопоставления человека с вещами художник как бы подчеркивает ничтожность богача.

Картина очень выразительна в рисунке и композиции, менее удачен ее колорит. Цвет служит средством наиболее точной и подробной характеристики вещей и не раскрывает эмоционального строя картины.

К сюжету, взятому Прянишниковым, в те годы обращались многие художники.

Прянишников осмеивает пороки отдельного человека, ограничивается, говоря словами Добролюбова, «отдельными ударами по отдельным лицам».
Поэтому картина «Любитель» уступает произведениям Перова и Неврева, где раскрывается социальный смысл явления, остро ощущается зависимость человека от общих условий жизненного строя того времени.
И только при сопоставлении с однотемными картинами других художников с другими работами Прянишникова того же времени становится более ясным ее социальный смысл.

Опубликовала    05 июл 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024