«Мальчик, продающий квас» — одна из первых картин Владимира Маковского. Произведение было создано в 1861 году во время учебы в Московском училище живописи и ваяния, когда живописцу было всего 15 лет.
В 1914 году в письме коллекционеру Ивану Цветкову Маковский с трогательной теплотой вспоминал, что написанием картины «Квасник» руководил его отец Егор Маковский, художник-любитель, коллекционер, один из основателей московского Натурного, в дальнейшем — Художественного класса, вскоре преобразованного в Московское училище живописи и ваяния.
Владимир Маковский в картине «Мальчик, продающий квас», соединяя несколько художественных традиций, создает эмоционально-осмысленный образ.
Так, активный диалог героя картины со зрителем, легкий поворот фигуры, стол, кувшин на переднем плане, цветовые акценты, световые контрасты, темный фон, исполненный пастозными и динамичными мазками, не дающий точного представления о месте действия, позволяют сравнить произведение с работами караваджистов.
Мы видим совершенно осмысленный образ мальчика-подростка и кажется, что он вот-вот заговорит с нами или нальёт квасу, а может просто расскажет смешную историю.
Художник не идеализирует изображенного персонажа. Обращают на себя внимание детали: грязные пальцы рук, небрежная прическа.
Словно изящество в простом, без пафоса и идеализации образа.
Включение в композицию жанровых элементов и интерес к повседневной жизни, в свою очередь, дают возможность предположить, что художник был хорошо знаком с творчеством видного испанского мастера XVII века Бартоломео Эстебано Мурильо, с его картиной «Мальчик с собакой» (1650, Эрмитаж). Оба художника в одном произведении соединяют два жанра — бытовую сценку и камерный портрет.
Кроме того, две картины объединяет открытый жест правой руки главного героя, привлекающий особое внимание зрителя. C 1858 по 1863 год старший брат Владимира Маковского, Константин, учился в Академии художеств в Петербурге. Владимир Маковский, навещая своего брата, бывал в Эрмитаже, где мог видеть работы испанского живописца.
В характеристике образа мальчика с глиняным кувшином, в трактовке его лица и одежды, в подробной проработке деталей в то же время чувствуется индивидуальный подход Владимира Маковского к выбранной теме: занимательность, теплота и симпатия к «маленькому человеку», характерные для русской живописи середины XIX столетия.
Картина «Мальчик, продающий квас» была показана на выставке Московского училища живописи и ваяния в 1862 году. Произведение привлекло особое внимание публики и получило одобрительные отзывы художественных критиков.