Метафизика. Книга первая (А). Глава первая
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать.
И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий. Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, а на почве чувственного восприятия у одних не возникает память, а у других возникает.
И поэтому животные, обладающие памятью, более сообразительны и более понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить; причём сообразительны, но не могут научиться все, кто не в состоянии слышать звуки, как, например, пчела и кое-кто ещё из такого рода животных; научиться же способны те, кто, помимо памяти, обладает ещё и слухом.
Другие животные пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род пользуется в своей жизни также искусством и рассуждениями. Появляется опыт у людей благодаря памяти; и именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта.
Опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт.
© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2021. Издательство АЗБУКА®