22 июня 2024 года – Троицкая родительская суббота.
Поминовение усопших.
Перов — великолепный мастер жанрового и портретного искусства. Каждый его персонаж реалистичный, правдивый, характерный и обязательно с выражением чувств и эмоций.
Особыми симпатиями пропитана и его картина о стариках-родителях по известному роману
И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Этот роман произвел в свое время огромное впечатление на умы прогрессивных людей, тем более, что писался он в период великих реформ. Под влиянием сюжета о нигилисте Базарове оказался и живописец Перов, что и вылилось в печальное и мудрое полотно о стариках-родителях на могиле сына.
На кладбище, возле могилы сына два старых человека изображены к зрителю спиной.
Но, благодаря великому таланту автора, нет и необходимости показывать их лица.
В их поникших, сгорбленных фигурах выражены все чувства родителей, похоронивших своего ребенка. Окружающая людей природа не ярка, в приглушенных тонах, но и не мрачна. Она безмятежна и вечна. Максимально реалистично выписан автором пейзаж — каждая деталь композиции, каждая травинка и ветка.
Судя по уже зарастающей травой и деревцами могилке, похоронен сын давно. Когда-то безутешное горе стариков перешло в тихую печаль и покорность той несправедливой, но неизбежной судьбе, которая уготована была им всем. Молодому человеку — лежать в земле, а старикам — доживать без единственной опоры в их жизни.
Но, тем не менее, в этом драматическом и грустном сюжете, художник изобразил фигуры стариков полных внутреннего достоинства.
А также полных любви к своему такому грешному, бунтующему, страстному, но с большим сердцем и доброму к людям, сыну.
Интересно, что вначале своего замысла живописец хотел показать родителей лицом к зрителю. Отца с низко опущенной головой, а мать коленопреклоненную возле могилки.
Но затем, изменил свое решение, и картина стала известна именно в таком варианте.