Набросок из той же серия, что и «Мысли о морфологии вообще», написанный около 1795 г., впервые напечатанный в 1891 г.
…Никто, собираясь приобрести научное знание, не предчувствует с самого начала необходимости всё время повышать напряжённость своего образа мышления и представления.
Кто занимается науками, лишь мало-помалу начинает чувствовать эту потребность.
В настоящее время, когда так много общих вопросов стало предметом обсуждения, ботанический садовник — почти ремесленник — доходит постепенно до самых трудных вопросов, но ничего не зная о тех точках зрения, с которых можно было бы ответить на них, он либо принужден довольствоваться словами, либо впадает в особого рода удивлённое смущение.
Поэтому хорошо бы с самого начала подготовиться к серьёзным вопросам и серьёзным ответам.
Если хочешь до известной степени успокоиться на этот счёт и приобрести бодрый взгляд на вещи, то можешь сказать себе, что никто не ставит природе вопроса, на который вопрошающий не мог бы ответить, ибо в вопросе заключается уже ответ, сознание, что о данном предмете можно что-либо думать, что-либо прозревать.
Правда, согласно различному складу людей, вопросы очень различаются между собою.
Чтобы сколько-нибудь ориентироваться в этих различных типах, мы разобьём их на утилизирующие, познающие, созерцающие и объемлющие.
1. Утилизирующие, ищущие и требующие пользы, являются первыми, кто, так сказать, обводит область науки, берётся за практическое; основанное на опыте сознание даёт им уверенность; потребность создаёт известную широту.
2. Познающие нуждаются в спокойном, бескорыстном взоре, в неуспокаивающемся любопытстве, в ясном рассудке; они всегда стоят в связи с первыми и обрабатывают в научном духе только то, что преднаходят.
3. Созерцающие проявляют уже творчество, и знание, само себя потенцируя, невольно требует созерцания и незаметно в него переходит; сколько бы знающие ни отмахивались и ни открещивались от фантазии, они всё же и повернуться не могут, не призвав на помощь продуктивной способности воображения.
4. Объемлющие, которых можно было бы назвать созидающими, проявляют высшую степень творчества: исходя из идей, они тем самым высказывают единство целого; и до известной степени остаётся уж делом природы — приладиться потом к этой идее.
Сравнение с дорогой.
— Пример акведука, для различения фантастического и идеального.
— Пример драматического поэта. — Производящая способность воображения в соединении с возможной реальностью…
Перевод: Владимир Осипович Лихтенштадт.