Героизм, «эсхатологический оптимизм» и «философское несчастье»
По сути, героизм -- это и есть «эсхатологический оптимизм», которым была глубоко вдохновлена и одновременно уязвлена Даша. … «Уязвлена» -- тем, что современный мир сделал ставку на «бездну земли», «бездну снизу», на свалку ничтожных целей, циничное пиршество материального: плоти, пользы, выгоды, бесстыдства, низменных наслаждений… «Вдохновлена» же Даша была тем, что одновременно с этим в мир вброшены одинокие избранные души, которые неизменно, вопреки всему, возлагают надежду на «бездну небес» и заключают с Небом отчаянный пакт, отправляясь сражаться на поля войны или в дальние гарнизоны и крепости, на границы со зловещими территориями, откуда вот-вот должны нахлынуть орды Гогов и Магогов последних времен. Эти избранные стражи призваны защитить Человека, встать преградой на пути сокрушения духовных конструкций, световых эйдосов, небесных парадигм и лестниц восхождения, все еще рассыпанных в миру, хотя и ставших почти невидимыми и нечитаемыми.
Придумала ли Даша сама этот двуликий разноголосый концепт — «эсхатологический оптимизм» -- или уловила его из потока печальных и жизнеутверждающих одновременно озарений своих любимых мыслителей конца ХIХ -- начала ХХ века: Ф. Ницше, Эмиля Чорана, Раймонда Абелио, Юлиуса Эволы…
Даша следовала за Платоном, который с грустью заявлял о том, что философ обречен на мучительную попытку соединить трудносоединимое — высшие созерцания божественных идей и мир земной, обыкновенный, где всё наперекосяк, где умные образцы истины основательно стерты и как бы припорошены пылью мертвящей обыденности. В мифе Платона парадоксально описан весьма обнадеживающий и одновременно трагичный сюжет, в рамках которого пробужденный философ выбирается из темной пещеры, где прозябает большая часть человечество, созерцая театр теней. В в этой темнице люди по собственной воле отвернулись от света и вглядываются в экран на темной стене пещеры. Там проецируется череда всевозможных подделок и трюков как отражения и итоги жалкой деятельностью клоунских процессий, античных пропагандистов и популяризаторов доксы, сиюмнутного мнения на верхних границах пещеры. Люди в этом каземате прикованы цепями и не могут повернуть голову к свету, довольствуясь фальшивыми картинками на стене. Тот, кто сопротивляется, нарушает порядок, прилагает усилие и поворачивает голову к свету, а затем выходит в истинный мир интеллектуального Солнца, становится философом и одновременно героем. Но философ должен не только подняться в подлинный мир, увидеть истинный мир идей, образцов и духовных иерархий, он призван затем вновь спуститься в пещеру — «вернуться». «Вернуться» -- это значит донести истину до остального человечества.