Полночь ли, набат ли, я не знаю. Прозвучал двенадцатый удар.
Бьют часы. И я к родному краю Рвусь, но не порвать враждебных чар.
Кровь моя — секунда в этом бое.
Кровь моя, пролейся в свет зари.
Мать моя, открой лицо родное. Мать моя, молю, заговори.
Константин Бальмонт. «Часы» 29 декабря 1922
С древних времён человечество жило по солнцу. Просыпались с рассветом и засыпали с наступлением сумерек. Но на солнце не всегда можно было положиться и придумали тогда люди гномоны — солнечные часы. Существовали также водяные часы — клепсидры, и были и существуют сегодня песочные часы… Сутки делили на 24 части, где 12 часов приходилось на световой день и 12 на ночное время. И это деление являлось всеобщим. Но старинные московские часы XV—XVII вв.еков были устроены совсем по другому принципу. Вместо градации из 12 частей на циферблате было 17…
Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425) — великий князь московский и владимирский с 1389 года
В 1404 году в Москве стараниями сербского афонского монаха Лазаря Сербина появился первый «часник» (часы) без музыкального боя. Эти часы были установлены за соборной Благовещенской церковью на великокняжеском дворе по указанию великого князя Василия Дмитриевича — сына Дмитрия Донского. Кремлёвские часы ходили от трёх гирь, отбивали дневные и ночные часы молотом в колокол.
В тексте Троицкой летописи Лицевого Летописного свода осталось упоминание о тех новых затейливых часах с некими куклами, ударявшими в колокол каждый час:
«Въ лто 6912, Индиката 12, Князь Великй замысли часникъ и постави е на своемъ двор за церковью за Св. Благовщенемъ. Сй же частникъ наречется часомерье, на всякй же часъ ударяетъ молоткомъ въ колоколъ, размряя и разчитая часы нощныя и дневныя, не бо человкъ ударяше, но человковидно, самозвонно и самодвижно, страннолпно нкако створено есть человческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бяше нкоторый Чернецъ, иже отъ Святыя горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь, цна же сему бяше вящьше полувтораста рублевъ.» см. «Полное собрание российских летописей», том 18, cтр. 281
Часы 1404 года на рисунке из лицевого летописного свода
На миниатюре, изображённой в Лицевом летописном своде, очень сложный гиревой механизм, созданный афонским священнослужителем Лазарем, показан упрощённо. Художник уже не мог видеть это древнее устройство и изобразил что-то более ему привычное. Как часто бывало на подобных иллюстрациях, мастер нарисован на ней рядом со своим творением, показывающим его великому князю московскому Василию I Дмитриевичу. Часы изображены с 12-часовым циферблатом и перекрестием посередине, что указывает на их возможное византийское происхождение.
В связи с тем, что схематичная миниатюра Лицевого летописного свода была написана через 150−160 лет после описанных событий, в изображении «часомерья» Лазаря Сербина вкралась ошибка — циферблат изображён в 12-часовом формате. На самом деле в России в то время основной системой счёта времени была 17-часовая.
Циферблат или часовод, состоял из трёх частей. Неподвижная центральная часть, покрытая голубой (лазурной) краской, символизировала небесный свод, по которому рассыпаны золотые и серебряные звёзды, в верхней её части находились изображения солнца и луны.
Импровизированное небо обрамлялось двумя вращающимися дисками: дневным и ночным. Дневной обозначался буквами, а ночной -цифрами. Ориентиром служила неподвижная стрелка, изображающая солнце с солнечным лучом.
По внешнему кругу идут большие буквы. Это на самом деле не буквы, а кириллические цифры (у многих букв в кириллице было свое числовое значение). Для иностранцев, привыкших к арабским цифрам, во внутреннем круге шло пояснение — какая буква какое число обозначает. Еще один любопытный момент — отсчет шел с непривычной для нас точки. Цифра 1, она же буква А, находилась там, где у нас сейчас находятся 10 часов.
Причину объясняет русский дореволюционный историк Иван Забелин в своей работе «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии»:
«Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось, как записано в святцах».
За основу был взят самый длинный световой день в году. Он длился 17 часов от темноты до темноты. Поэтому и циферблат был разделен на 17 отметок. Середина циферблата часов была покрыта лазурной краской, а по ней — солнце, луна и серебряные звезды. Вокруг в кайме располагались «указные слова», т. е. буквы кириллицы, медные, густо вызолоченные, а между ними получасовые четырёхлучевые звезды. Вращался сам циферблат, над которым находилось неподвижное изображение солнца с лучом в виде стрелки. Она и указывала время. А заводил их ежедневно специально приставленный человек — часовник.
Спасская башня с часами с двумя указными кругами Фрагмент иконы 17 века Симона Ушакова «Митрополит Петр и благоверный князь Иоанн Данилович (Иван Калита)».
Спасская башня московского кремля была возведена в 1491 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари на месте Фроловской стрельницы белокаменного Кремля, на месте бывших главных ворот северо-восточной части кремля. Предположительно, первоначальное название башни — Фроловская — появилось по названию церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, покровителей домашнего скота. Это название просуществовало до середины XVII века. Свидетельством строительству являются плиты из белого камня, установленные над въездными воротами башни. С внутренней стороны плит нанесена надпись на русском языке, а с внешней — на латыни:
«В лето 6999 июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана.»
Спасская башня с часами 17 века. «Провзглашение с Лобного места царём Михаила Фёдоровича в 1613 году». Рисунок 1663 года
Ворота были построены без ныне существующей башни. Стенообразную постройку на четыре угла накрыли шатровой кровлей, над которой установили большого двуглавого орла. В середине башни висел колокол для часового боя. Точное время появления башенных часов в Кремле неизвестно, но часовщики на службе у царя появились уже в XV веке.
Установка часов была продиктована потребностью горожан разраставшейся столицы. Вероятнее всего, первые часы были установлены на Фроловских воротах — в самом видном месте для торговцев и служителей обширного царского двора. К 1585 году часы были у Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой башен. У каждой из них на службе числились особые часовщики-«часовники».
Часы Спасской башни в XVII веке из альбома Августина Мийерберга
В XVII веке кремлёвские башни украсили декоративными шатрами. В 1613—1614 годах упоминается часовник при Никольских воротах. Известно, что в 1614 году часовщиком Фроловских ворот был Никифор Никитин, тогда же в последний раз упоминались часы в Никитской башне.
До эпохи Петра I часы на башнях были «русскими» — как называли их в то время: они делили время на дневное от рассвета и ночное от заката.
Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось, как записано в святцах: В начале сентября, с которого начинался тогдашний новый год, именно с 8 числа, било 12 часов дня и 12 часов ночи; с 24 сентября 11 ч. дня и 13 ч. ночи; с 10 октября 10 ч. дня и 14 ч. ночи; с 26 октября 9 ч. дня и 15 ч. ночи; с 11 ноября 8 ч. дня и 16 ч. ночи; с 27 ноября 7 ч. дня и 17 час. ночи. В декабре (12 числа) был возврат солнцу на лето и потому часы оставались те же. Затем с 1 генваря било 8 часов дня и 16 ночи; с 17 генваря 9 ч. дня и 15 ч. ночи; с 2 февраля 10 ч. дня и 14 ч. ночи; с 18 февраля 11 ч. дня и 13 час. ночи; с 6 марта 12 ч. дня и 12 ч. ночи; с 22 марта 13 ч. дня и 11 ч. ночи; с 7 апреля 14 ч. дня и 10 ч. ночи; с 23 апреля 15 ч. дня и 9 ч. ночи; с 9 мая 16 ч. дня и 8 ч. ночи; с 25 мая 17 ч. дня и 7 час. ночи. В июне, 12 числа, возврат солнцу на зиму — часы оставались те же, что и с 25 мая. С 6 июля било 16 ч. дня и 8 ч. ночи; с 22 июля 15 ч. дня и 9 ч. ночи; с 7 августа 14 ч. дня и 10 ч. ночи; с 23 августа 13 ч. дня и 11 ч. ночи см. Ф.98 № 573. Святцы с пасхалией / Собрание рукописных книг Е. Е. Егорова.
По описанию шведского дипломата и историка Петра Петрея в начале XVII века «русские» часы имели нулевой час: «Надобно также заметить, что русские считают часы и ставят стрелку не так, как водится у нас, а начинают считать с утра, когда станет всходить солнушко, и считают часы до самого его заката. Как только пройдет с час времени после солнечного восхода, колокол бьёт один раз. Потом, когда солнушко поднимется на два часа над землёй, колокол бьёт два раза, да так и продолжается до солнечного заката и наступления ночи. С этого захождения солнца они опять считают часы до его восхождения и рассвета.»
Часы на Спасской башне 17 века реконструкция
В литературе сохранилось изображение Спасской Башни Кремля с кириллическим циферблатом и старой 17-часовой системой отображения времени. У часов не было стрелок, вращался циферблат — луч солнца указывал на текущее время, и каждый час звонил колокол.
На башне московского Кремля жил и следил за часами назначенный часовник. На восходе солнца он вручную устанавливал циферблат на первый час дня. Колокола отбивали первый резкий звон, и это означало, что наступило утро. Дальше часы начинали работать, и каждый час отбивали положенное время относительно начала дня, до самого заката. Потом часовник переводил часы на ночной режим, и утром опять устанавливал циферблат на первый час дня.
В самый длинный день года получалось 17 дневных и 7 ночных часов, в итоге система всё равно получалась 24-часовая. Но ежедневно требовалась ручная коррекция позиции циферблата, чтобы начинать отсчёт с восхода солнца.
Часы ремонтировались в 1614, 1619, 1621 годах, некоторые детали в них заменялись.
К сожалению, изображений часов на других башнях Московского Кремля не сохранилось. Но на изображении часов на Спасской башне, на специально отведённых для них местах мы видим два круга, похожих на циферблаты. На месте современного циферблата, что смотрит на Красную площадь («восточного») располагалась круглая подвижная карта зодиакальных созвездий или недельный календарь. А вот сами часы висели ниже. На нижнем круге-циферблате расположены крупные буквенные символы, соответствующие малым цифрам, указывающим на час, и назывался он — указательный словесный круг. На верхнем круге, мы видим символы знаков зодиака cм. ссылки [5], [6].
Макет Спасской (Флоровской) башни Московского кремля XVIi века в музее-мастерской Андрея Ларина «Эксклюзив» в Переславле-Залесском (Ярославская область). Часы (внизу) и подвижная карта зодиакальных созвездий (вверху, на месте современных курантов) [6]
Как мы уже знаем, на подвижном циферблате часов диаметром 5 метров, сделанном из дуба, название каждого часа обозначалось маленькой арабской цифрой и соответствующей буквой старославянской грамоты. Как пишут современники — «Буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин.» Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части круга, который поворачиваясь, подводил букву и цифру часа под стрелку. Середина круга покрывалась голубой глазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Количество дневных и ночных часов изменялось в зависимости от сезона. Как и сегодня, «летний» день становился длиннее, а зимний — короче и ночь, соответственно, тоже, то укорачивалась, то удлинялась. Для большей точности часовники имели таблицы, в которых было указано, сколько часов длится ночь и день в каждую конкретную дату.
Часы ремонтировались в 1614, 1619, 1621 годах, некоторые детали в них заменялись.
В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их демонтировали и продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа.
В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер шотландец Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов."Часовники" Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре". Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей — огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».
Вид нижнего циферблата часов на Спасской башне. Рисунок из альбома барона А. Мейерберга, 1622 год.
Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Буквы-цифры были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.
Цифры в старославянском языке обозначались буквами кириллицы с прибавлением титлы («шапочки») над буквой. Единицы, десятки, и сотни обозначались разными частями кириллического ряда. Сопоставление букв и цифр практически полностью повторяет греческую систему на глаголице. Над буквой должна ставиться простая титла, волнистая или с двумя хвостиками.
Из истории известно, что в старославянской письменности, в кириллице старославянская система нумерации применялась не только в России, но и в целой группе славянских языков. Памятники культуры донесли до нас старославянский язык в Западной Болгарии, Македонии, Сербии, Хорватии, Словении. Старославянский язык был для нас общим с непринципиальными диалектными особенностями.
Кириллические буквы-цифры с примером дат
Каждая буквица древнерусской азбуки имела своё цифровое значение, буквами обозначали порядок страниц в Библии, Евангелие, буквицами записывали летосчисление, буквицы писали на древнерусских монетах до Петровских реформ 1721 года, буквицами даже обозначали время на часах.
В альбоме австрийского посла барона А. Мейерберга часы с двумя циферблатами присутствуют на Спасской башне кремля, 1622 год
Обложка Альбома А. Мейерберга изданного в России издательством А.С.Суворина
Вид на московский кремль с восточной стороны Рисунок из альбома барона А. Мейерберга, 1622 г.
Аудиенция послов. Рисунок из альбома Мейерберга, 1622 г.
Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии во время своего посольского визита в 1661−1622 году: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов».
Спасская башня с часами, у которых два циферблата
Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.
Царь Алексей Михайлович из альбома барона А. Мейерберга, 1622 год
План Москвы из альбома барона А. Мейерберга 1622 год.
22 сентября 1669 года по указу Великого государя часы были разобраны. Все металлические части «мылись в большом корыте», а затем двое суток варились в огромном пивном котле. После тщательной чистки всех металлических частей, на что пошел целый воз мелкого речного песку, их протерли ветошью и обильно смазали квашеным салом. Кроме того, во время ремонта была заменена веревка и канаты, которые использовались в часовом механизме.
Больше месяца на Спасской башне трудились плотники, слесари, четыре кузнеца, из них «два добрых (опытных) мастера», и другие мастеровые люди. За всеми работами наблюдал часовник, в обязанность которого входила разборка часов, установление необходимого ремонта, чистка металлических деталей, сборка и регулировка механизма перед пуском. На всю работу по ремонту часов израсходовали 14 рублей. 31 алтын, 3 деньги (14 рублей 95 копеек). 30 октября 1669 года часы снова вступили в строй. Но к концу XVII века после неоднократных, починок они окончательно пришли в полную негодность.
В 1678, по версии Бернгарда Таннера (польское посольство в Москву), на Спасской башне были размещены 24-часовые часы.
Спассская башня с 24 часовым циферблатом. Таннер Бергнгард Леопольд, польское посольство в Москву в 1878 году
Вот как он описывает их: «Въ нихъ выходомъ служатъ двое воротъ къ Китай-городу, да двое же къ Блому городу съ каменными по ту и другую сторону мостами, возведенными на насыпяхъ. … На первыхъ воротахъ со стны возвышается башня — массивная, красивая и прочная; на башн замчательны часы, по образцу чешскихъ раздленные на 24 части, называемыя у нихъ часами (Czacii), такъ хитро, что меньше колокола по порядку наигрываютъ музыкальную гамму и, какъ скоро проиграетъ она разъ, показывается перваа четверть, а вторая, третья и четвертая — когда она повторится два, три и наконецъ четыре раза; часы же обозначаются ударами большаго колокола.» Потом были возвращены «русские» часы, согласно другому источнику: «Одинъ только de la Neuville, бывшй въ 1689 году посланникомъ въ Москв, говорить, объ этихъ часахъ: «chez nous c'est l'aiguille, qui tourne autour du cadran, en Russie c'est justement lecontraire»." Перевод: «у нас это игла, которая вращается вокруг циферблата, в России именно противоположный». Часы прослужили до начала XVIII века и сгорели во время пожара 1701 года. По другой версии часам удалось уцелеть после пожара. «Въ 1703 г. часовникъ Григорй Алексевъ доносилъ о старыхъ часахъ, что на Спасской башн у боевыхъ часовъ, у указнаго круга, что въ Кремль, верхня шестерни испортились об и тотъ указный кругъ не ходитъ.»
В 1704 году Пётр I решил установить новые часы классического европейского вида с «немецким циферблатом», поделённым на 12 часов и с русским «часомерьем» было окончательно покончено. Часы заказали в Амстердаме и на 30 подводах доставили в Москву через Архангельск. Установкой в Спасской башне занимался часовых дел мастер Яким Гарнель. Работы начали в 1707-м и завершили в 1709-м. Новые куранты играли колокольную музыку. В первый раз они пробили начало нового часа в 9 утра 9 декабря 1706 года. По воспоминаниям иностранцев, звон 33 колоколов слышали «в окрестных деревнях более чем на десять вёрст». Также на часах установили дополнительные колокола-набаты для оповещения о пожарах в городе. Но куранты оказались ненадежными и часто ломались.
Так как столицу перенесли в Петербург, после смерти Петра I часы не ремонтировали, и они постепенно пришли в негодность. В 1732 году часовник Гаврил Паникадильщиков писал начальству о необходимости провести ремонт обветшавших часов. Он же повторно подал прошение спустя два года, в котором писал что: «часы за непочинкою пришли в пущую ветхость и все другие часы ветхостью превосходят» и представил список материалов, потребных на починку, в том числе стали 11 пудов, железа 24 пуда, проволоки 20 фунтов, канату посконного 100 саженей, два круга деревянных указных, жестяных золоченых слов: латинских — три, русских — два, получасовых — три, звезд жестяных белых — 12, три гири бомбовы по 10 пудов и пр. Проработали они до 29 мая 1737 года.
В 1737 году, после очередного московского пожара, часы на Спасской и Троицкой башнях серьёзно пострадали. Новые часы установили только в 1767-м по приказу императрицы Екатерины II, когда в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы. Работы проводил немецкий часовой мастер Фаций под руководством вице-президента Мануфактур-коллегии Сукина. Установка заняла три года и завершилась в конце 1770-го. Фаций настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин», она звучала около года. Это единственный случай в истории страны, когда куранты играли иностранную мелодию…
А после пожара 1812 года настоящие часы и вовсе потеряны. И если бы не рисунки австрийского посла Мейерберга, мы могли бы и не узнать об этой диковинке. Путешествуя по России, он делал зарисовки. И, конечно, не оставил без внимания чудесные московские часы. Хотя, как поговаривают, даже и они уже были не теми, о которых упоминал летописец.
часы из советского мультфильма «Аленький цветочек»
Дело в том, что «хитрый механизм», который ударял каждый час молотом в колокол, был поломан и английский мастер Христофор Галовей, реконструировавший их в 1624 году, не смог восстановить конструкцию прежнего мастера, настолько она была мудрёной.
Принцип работы часомерья
Описание хода часов можно найти в Альманахе Александра Фомича Вельтмана «Картины Света», Т.1, 1836 г.
«Картины света. Ч. 1 Энциклопедический живописный альманах на 1836 год», Т.1, 1836 г., Москва, типография Семена Селивановского. Оригинал хранится в ГПИБ.
Мозгодробительно, но интересно и познавательно:
«Механик разделил круг на 17 частей, то есть на самую большую долготу дня и ночи. Первым месяцем года в России первоначально был сентябрь, время равенства дня и ночи, которое бывает с 12 на 13 число (по старому стилю). Солнце без дробного расчета восходит в 6 часов утра и заходит в 6 часов вечера. Долгота дня начинает уменьшаться, а ночь увеличивается до 12 декабря, когда день равен 7, а ночь 17 часам.
С 12 декабря день прибавляется, а ночь уменьшается, и почти с 12 марта снова равноденствие. С 12 марта день продолжает увеличиваться до 12 июня.
Из этой правильной убыли и приращения дня и ночи видно, что в течении каждых трёх месяцев разница должна составлять 5 часов и следовательно в 12 месяцах будет 20 часов. Соответственно, на каждый месяц достанется по 1 часу 40 минут прибавления или убыли дня и ночи.
Чтобы понять расчёт хода Московских часов, нужно знать, что удвоенный час восхода солнца составляет долготу ночи, а удвоенный час захода солнца составляет долготу дня.
Таким образом, чтобы установить эти часы, например, для сентября, когда восходит солнце около 6 часов по полуночи, нужно поставить цифру 6 ночного круга против луча (стрелки). Дневной же круг, уставив на букву зело (17), пустить в ход.
Когда 6 поравняется с лучом, это будет значить полдень. Так что до сего часа, числа дневного и ночного круга против луча, складываясь, означают час по полуночи. После же полудня число 6 неподвижного ночного круга должно вычитать из цифры дневного круга, и остаток будет означать час по полудню.
Когда дневной круг совершит 12 часов, т. е. сентябрьскую долготу дня, он идёт обратно (вправо); ночной же круг начинает ход (также вправо) когда пройдёт сей последний 6 часов, то число его 17 поравняется против луча с буквой «земля» (6), это значит полночь.
После боя полуночи или 6 часов ночи, ночной круг идёт в возврат (влево), а дневной круг продолжает идти вправо, так что к 6 часам утра SI (17) будет против луча, а ночного круга час 6-й после полуночи будет снова означать восход солнца. После чего новый ночной круг останавливается, а дневной снова идёт влево, показывая часы дня от восхода солнца.
По прошествии месяца, с 1-го числа октября, ночной круг устанавливается опять на час восхода солнца после полуночи, сообразно календарю.
Но при месячной установке разница дневная: 1час 40 минут слишком велика. Устанавливая через 2 недели, она сокращается на половину, устанавливая каждую неделю, сокращается на 25 минут, так что ошибка восхода и захода солнца будет не более 12 минут.»
Государевы палаты с домовой церковью Покрова Богородицы в Александровской слободе
В Александровская Слободе — опричной столице Ивана Грозного тоже имелись старинные башенные часы — часомерье, которые тоже «жили по солнцу».
В их истории до сих пор много неясного и неразгаданного. Известный краевед XIX века Н.С. Стромилов предполагал, что «сохранившиеся часы несомненно древнего фряжского дела…». Он относил их ко времени отца Ивана Грозного, великого князя Василия III, который под влиянием матери, византийской царевны Софии Палеолог, внес в новый столичный дворец и затем слободской многое, что возвеличивало московских государей.
Сохранившиеся детали «слободских» часов экспонирующие в музее Александровской слободы указывают на XVII в. Они имели механизм боя, суточный завод обеспечивала двухпудовая каменная гиря. Циферблат часов реставраторы смогли воссоздать. Подобный изобразил и описал австрийский барон Августин Мейерберг, в 1661 г. побывавший в Москве.
Сутки делились на ночные и дневные часы; с восходом солнца бил первый час дня, а с закатом — первый час ночи. В начале декабря было 7 часов дня и 17 часов ночи, в начале июня наоборот и т. д.
Фото из музея «Александровская слобода»
Середина циферблата часов была покрыта голубой краской, а по ней — солнце, луна и серебряные звезды. Вокруг в кайме располагались «указные слова», т. е. буквы кириллицы, медные, густо вызолоченные, а между ними получасовые звезды. Вращался сам циферблат, над которым находилось неподвижное изображение солнца с лучом в виде стрелки. Она и указывала время. А заводил их ежедневно специально приставленный человек. Такие башенные часы в Слободе в XVII в. располагались, вероятно, «в башне над церковью Покрова», как писали очевидцы.
А как же тогда быть с итальянскими часами «древнего фряжского дела»? Были или нет они здесь веком раньше? На этот вопрос частично ответил историк архитектуры XX в. В.В. Кавельмахер, открывший остатки старинных башенных часов в Распятской церкви-колокольне (ранее церковь Алексея митрополита московского).
Вольфганг Вольфгангович обнаружил часовой желоб, по которому опускалась гиря, и часовую комнату, где находился механизм. Значит, в Александровской слободе было двое башенных часов? Ответа на этот вопрос у специалистов пока нет…
Элементы часов Ивана Грозного в музее Александровой слободы
А часы со звездами, солнцем и луной теперь поражают воображение туристов на главной экспозиции музея «Государев двор в Александровской слободе». Изумлявший иностранцев циферблат вместе с сохранившимися деталями механизма зримо напоминают о былом величии и удивительных страницах российской истории, связанных с опричной столицей.
P. S.:
Реальное наличие таких часов в нашем далёком прошлом, говорит о том, что наши предки, уже тогда знали о звёздах, о количестве суток в неделе и месяцев в лете). Вот вам и «щи лаптем хлебали», как издевательски описывали наших предков иностранные хроникёры. Кстати, как ехидно заметил английский врач на русской службе того времени, Самюэль Коллинс, в своём письме другу Роберту Бойлю: «У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся к стрелке. Некий господин Галлоуэй, весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Он объясняет это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно». Фактически, Коллинс не знал или не хотел знать, что Галлоуэй не сам сконструировал эти часы, а всего лишь совместно с русскими мастерами смастерил новые часы, взамен старых, а затем реставрировал их после пожара в 1626 году.
К чему была такая длинная предыстория? Как говорит вековая народная мудрость — «Плох тот Иван, кто не помнит своего родства» или — «Иван, не помнящий родства» — чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу историю, хотя, отроду ему лишь несколько сотен лет. Означает оно человека, не помнящего и не блюдущего традиций, не уважающего обычаи предков, отрекшегося от своего окружения.
Царский герб. Рисунок из альбома А. Мейерберга, 1622 год
Московский герб из альбома Мейерберга, 1622 год
Так вот, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства» мы должны сохранять и передавать потомкам знания об истории своего Отечества, о культуре и традициях родного края, о родословной семьи. Изучение истории и культурных традиций не только обеспечивает преемственность поколений, но и позволяет сохранить культурную самобытность народа.
Куранты Суздальского кремля
Часы -куранты Спасо-Евфимиевого монастыря, Суздаль
«Еще идут старинные часы…
Старинные часы еще идут,
Старинные часы свидетели и судьи…»
И.Р.Резник «Старинные часы»
Источники
Извините, старославянские некоторые буквы при попытке копирования и запоминания здесь просто не распознаются((