Михаил Нестеров написал картину «Два лада» в 1905 году.
Ее сюжет навеян началом поэмы Алексея Толстого:
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада
Он в мурмолке червленой,
каменьем корзно шито…
У старославянского слова «лад» есть несколько толкований. Оно может значить «любимый» (ладо) и «любимая» (лада), муж и жена. Но «быть в ладу» означает ещё и «быть в гармонии», в согласии с чем-либо.
Так, название «Два лада» говорит не только о самих героях картины, но и об их единстве с природой. В ладу находятся и линии композиции: очертания берега вторят очертаниям опушки леса на горизонте, и сам лес симметрично отражается в воде. Все части картины ритмично повторяются друг в друге.
Художник больше десяти лет шел к этому варианту композиции — первые наброски он сделал еще в 1894 году. Тогда он работал иконописцем, и очень радовался, что у него вышли «не образа, а эскизы к картине», «пейзаж с двумя фигурами».
При этом, над видом весенней рощи художник трудился отдельно, почти как над самостоятельным полотном. Образ природы здесь получился нежным, одухотворенным, с хрупкими деревцами и с прозрачными водами лесного озера.