Дмитрий Григорьевич Левицкий — известный русский живописец, творивший в XVIII—XIX вв.еках. Мастер работал в стиле классицизма, писал парадные и камерные портреты первых людей государства.
За свою жизнь художник создал множество изображений императрицы, но произведение «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» стало одним из самых торжественных и популярных.
«Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» — картина, созданная Дмитрием Григорьевичем Левицким в конце XVIII века.
Художник изобразил императрицу в виде жрицы, облачив ее в одеяние цвета слоновой кости, напоминающее тогу.
Героиня, увенчанная лавровым венком, стоит в храме античной богини правосудия перед скульптурой Фемиды и бросает в жертвенный огонь цветы мака.
У ног государыни — орел, сидящий на книгах, а за спиной — корабли в открытом море. Екатерина величественна и уверенна в себе, ее фигура, сияющая на фоне благородного темно-зеленого убранства комнаты, символизирует триумф, прославление и роскошь.
Парадный портрет царицы выполнен по заказу князя Безбородко, покровителя художника и большого поклонника живописи.
Шедевр написан в духе канонического классицизма: четкие и строгие формы, мягкая приглушенная палитра, мифологический сюжет, торжественность момента, воспевание добродетелей и высоких идей.
При этом мастеру удалось соединить в работе реальные предметы своего времени с аллегорическими атрибутами:
законодательные книги олицетворяют образованного главу государства;
грозный орел охраняет целостность Закона и гарантирует его исполнение;
военные корабли на заднем плане символизируют победы на Черном море,
а жезл Меркурия, изображенный на флаге, означает защиту торгового флота;
сжигание маковых цветов показывает, что самодержица жертвует собственным сном и покоем ради блага государства.
Автор написал несколько копий шедевра.
Самая известная среди них — «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия».
Работа экспонируется в Третьяковской галерее и отличается от оригинала насыщенностью палитры, ощущением света в помещении, свободой и раскованностью в движениях героини.