Исаак Ильич Левитан — русский художник, творивший в конце XIX века, знаменитый своими пейзажами.
Начиная с 1887 года, живописец четыре года подряд длительное время проводил на Волге. Особенно ему полюбился маленький городок Плес, стоящий на самом берегу реки.
По словам современников, Левитан каждый вечер отправлялся на гору, впоследствии названную его именем, наблюдать за закатом солнца. А днем писал, опираясь на свои воспоминания. Так создавалась картина «Вечер. Золотой Плес» и другие шедевры, посвященные очаровательным волжским видам.
Уже через год, после окончания работы, она была куплена Третьяковым для своей галереи.
Обычный волжский берег с городом, виднеющимся вдали, обладает необыкновенной притягательностью, сказочностью и необъяснимым оптимизмом.
На берег надвигаются сумерки. Противоположный берег уже весь во власти преддверия ночи, окутан дымкой, сонным вечерним полупрозрачным покрывалом.
Город на берегу еще достаточно хорошо виден. Две доминанты — пожарная каланча и церковь — вносят в пейзаж то ощущение покоя и надежности, которые отмечали многие искусствоведы. Автор словно пытается передать некую информацию об изображаемом городе.
Особое внимание художника обращено на отдельно стоящий домик под красной крышей. Известно, что сам автор останавливался в этом доме всякий раз, как посещал Волгу.
Многообразие оттенков зеленого цвета, используемые автором для передачи буйной зелени крутого берега, очень точно и достоверно отражают разнообразие и сочность прибрежной растительности.
Но особенно хорошо удалась автору сама Волга. Вечерний свет превратил великую русскую реку в сияющий, густой поток золотистого цвета. Легкий розовый оттенок придает этому потоку золотой, драгоценный шлейф. Едва обозначенное вечернее небо, практически белое, наполняет картину легкостью, прохладой и тишиной. Покой — вот главное в картине, именно изображению покоя и величественной тишины посвятил автор свою работу.