У всеобщей грамотности есть один побочный эффект, о котором мало кто из простых смертных догадывается, а именно: всеобщая грамотность породила массу посредственностей, мнящих себя успешными по жизни людьми, занимающими в иерархической системе по Маслоу, как правило, не свои места. Мне приходилось по роду службы общаться с подобными божьими тварями с двумя-тремя дипломами о высшем образовании, при этом не прочитавшими в жизни ни одной стоящей книги. Общение с ними — это неумолимая скука и тоска по былым временам, когда в обществе управляли аристократы в седьмом поколении. Со своими дипломами эти «высокообразованные» божьи твари ничего полезного для общества не сделали, разве что вредили ему, увеличивая и без того высокие издержки производства и воспроизводства.
Такие твари часто демонстрируют свою самоуверенность и высокомерие, исходя из своего формального образования, не задумываясь о своей невежественности и ущербности. Они могут навязчиво демонстрировать свои «знания» и «опыт», не подвергая их критике и самоанализу.
Подобные «успешные» среди образованных людей позволяют себе вести себя неадекватно в различных ситуациях, оправдывая себя тем, что у них есть дипломы. Они, как правило, не умеют мыслить критически, не разбираются в областях, в которых пытаются участвовать, исходя лишь из своего формального образования. Неудивительно, что общество, руководствуясь такими людьми, сталкивается с проблемами и затруднениями, замедляющими его развитие.
Таким образом, всеобщая грамотность, хоть и является важным фактором развития общества, может привести к возникновению псевдоэлит, которые, не владея реальными знаниями и навыками, занимают ключевые позиции в обществе, мешая его развитию и процветанию. Поэтому важно помнить, что настоящее образование должно быть не только формальным, но и разносторонним, развивающим критическое мышление и способности анализа, позволяющим действительно успешно вести себя в жизни и делать полезные вклады в общество.