Инь и Ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной. ("И Цзин"). В китайской философии этапы исходного космогенеза, символизирующие взаимодействие крайних противоположностей: инь — негативность, холод, мрак, пассивность, меланхоличность, потусторонность; ян — позитивность, мужчина, тепло, свет, активность, оптимизм, посюсторонность. Изначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы».
Инь и Ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия Инь и Ян, создают всё материальное многообразие Вселенной.
СИСТЕМА ДВУХ НАЧАЛ И ПЯТИ СТИХИЙ
Понятия Инь и Ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, Инь — женское пассивное.
Всё в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое.
В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа тёмного и светлого начал), которая собрала все знания об Инь-Ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую всё мироздание с точки зрения двух противоположных начал.
Как же Инь и Ян создают Вселенную и поддерживают её гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля.
Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом Инь и Ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают всё огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.
Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлечённой теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нём основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй.
Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.
В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации Инь в Ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека.
«И ЦЗИН»
Изначально иероглифы Инь и Ян обозначали две стороны холма — солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: Инь и Ян — это не что-то определённое и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.
Как мы все замечали, жизнь не всегда течёт гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.
Впервые учение инь-ян было представлено в трактате «И цзин» («Книга перемен»), написанном в VIII—IV вв. еках до н. э. Китайские мудрецы, стремясь понять и систематизировать всё огромное многообразие Вселенной, объяснили его при помощи Инь и Ян.
В книге изображены 64 гексаграммы — сочетания шести целых и прерывистых линий. Прерывистая линия — это Инь, целая — Ян.
64 гексаграммы изображают все возможные сочетания Инь и Ян и, таким образом, отображают все жизненные ситуации.
При этом последовательность линий показывает развитие данной ситуации. Каждая гексаграмма сопровождается разъясняющими афоризмами и комментариями.
«Книга перемен» традиционно используется для гаданий. При помощи монет или веточек тысячелистника гадающий определяет гексаграмму, которая должна ответить на его вопрос, после чего читает и трактует афоризмы и комментарии.
Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга. («Дао дэ цзин»)
«Дао дэ цзин» (кит. 道德經, упр. 道德经, пиньинь Dào Dé Jīng) — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира.
Основная идея произведения — понятие дао, которое трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие».