В этой работе Кустодиев представил целую модель «русского мира».
Мир — это дом, разделенный на уровни.
Первый уровень: играющие дети, жизнь которых только начинается, с другой стороны, мастерская гробового мастера (вне всякого сомнения, заведение связано с завершением земной жизни). Игроки в шахматы (купец, полицейский, франт) расположились у входа в мастерскую, как символ равенства перед смертью.
Второй уровень: воркующая влюбленная пара, у входа во двор старушка на лавочке и женщина с ребенком на руках. Нетрудно угадать в женщине с ребенком вечный сюжет мадонны с младенцем. Вход во двор художник рассматривает, как открытый путь в мир людей. Логично, что у входа Кустодиев помещает женщину-мать, давшую жизнь новому жителю мира.
Третий уровень: хозяин и хозяйка дома за чаем. Русская идиллия — самовар, богато накрытый стол. Третий уровень — расцвет человеческой жизни.
Четвертый уровень: юноша, гоняющий голубей на крыше. Беззаботность, радость, молодость.
Домик утопает в зелени. В окнах домов цветы в вазонах, балкон украшен ящиками с цветами. Гармония с природой — важнейшее условие счастья для человека.
Голубой цвет, выбранный художником (яркий, чистый), в русском изобразительном искусстве всегда был цветом горнего мира, Царствия Небесного. Удивляет обилие символического смысла в картине.