На этой картине мы видим супружескую пару, которая явно находится в состоянии конфликта. Женщина перекрыла собой вход в помещение, не пуская туда мужчину. Маму обнимает испугавшийся сын. Обстановка на картине тревожная и напряжённая. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картина «Не пущу» рассказывает нам о пагубной тяге к алкоголю. Работа была выполнена в 1892 году, когда многие деревни переросли в города. Зрители видят ограниченный рамой картины городской участок.
Забор выстроен уходящими вдаль блоками — с соблюдением реалистичной перспективы; над ним высятся стоящие поодаль многоэтажки. На ближнем плане — уличный фонарь и открытые двери кабака с яркими вывесками: «Пиво».
Три человеческие фигуры изображены на переднем плане.
Женщина всеми силами пытается преградить своему мужу вход в пивную. В её глазах читается явный страх, но она готова на всё, чтобы горе-пьяница не отнёс в кабак последнее, что есть в семье.
От осознания собственного бессилия её глаза почти безумны. Полуоткрытый рот судорожно хватает воздух. К коленям мамы приник бледный мальчуган. Одежда обоих — сплошные лохмотья. Из своей курточки ребёнок давно вырос, рукава еле-еле прикрывают острые локотки.
Кажется, мать и дитя должны вызывать у всех только жалость и сочувствие. Однако для самого близкого человека их страдания — только досадная помеха.
Мужчина держит в руках жалкие пожитки, которые сейчас же готов пропить. Он с ненавистью смотрит на жену, пытающуюся остановить его. Даже грустные глаза ребёнка не останавливают пьяного тирана.
Видно, что мужчина завёл руку за спину.
Глава семейства угрюмо взирает на временное препятствие в виде жены и сына. Он твёрдо настроен провести вечер в компании «зелёного змия». В правой руке мужчина держит свои пожитки, левая заложена за спину. Видимо в ней зажаты деньги на водку.
Драматизм ситуации усиливается показным одиночеством семейной пары: вокруг нет ни одной живой души и ни единого намека на спасение.
«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми», — писал в своих записях о России английский дипломат Д.Флетчер.
Владимир Маковский постарался сделать свою картину максимально реалистичной. Он показал трагическую женскую долю и безвыходность создавшейся ситуации.