ЭФФЕКТ ИЛЛЮЗИИ ПРАВДЫ
Когнитивное искажение, которое выражается в склонности верить в достоверность информации после её многократного восприятия/повторного воздействия.
ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ
Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведёт себя так, чтобы эта информация подтвердилась. Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом. Такие убеждения определяют наши действия и поступки.
ЭФФЕКТ ПРОЖЕКТОРА
Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне. Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно. Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.
В действительности мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения. В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.
ЭФФЕКТ ГОЛЕМА
Отрицательный эффект ожиданий. Согласно легенде Голем был существом, которое боролось со злом. Но со временем он превратился в монстра из-за разрушительного воздействия его избыточной энергии. При данном явлении заниженные требования к окружающим и себе приводит к тому, что человек в действительности показывает плохие результаты. Этот эффект в основном наблюдается и изучается в образовательной и организационной средах.
Это форма самоисполняющегося пророчества.
ЭФФЕКТ ДОКТОРА ФОКСА
Связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, при этом уверенно использует умные слова и специфические термины, то слушатели дают ему высокую оценку. Они получают позитивные эмоции и благодаря этому считают, что научились чему-то новому. Даже если спикер городит полную чушь.
ЭФФЕКТ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ
Когнитивная тенденция, при которой на принятие решений влияет недостаток информации, или «двусмысленность». Эффект подразумевает, что люди склонны выбирать варианты, для которых известна вероятность благоприятного исхода, а не вариант, для которого вероятность благоприятного исхода неизвестна. Эффект был впервые описан Дэниелом Эллсбергом в 1961 году.
ЭФФЕКТ ЭЙНШТЕЙНА
Возникает, когда человеку ставят проблему или ситуацию, сходную с проблемами, с которыми он сталкивался в прошлом. Если решение (или соответствующее поведение) проблемы/ситуации было одинаковым в каждом прошлом опыте, человек, скорее всего, даст тот же ответ, не слишком задумываясь о проблеме, даже если может быть доступен более подходящий ответ.
ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА
Проявляется в том, что некомпетентные люди склонны переоценивать свои знания и при этом неспособны осознать свою некомпетентность. Этот эффект проявляется в некорректном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией. То есть новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалы оценивают себя как недостаточно хороших специалистов, т.к. чем глубже человек начинает разбираться в интересуемой теме, тем больше вопросов появляется, и у него создаётся впечатление, что он имеет лишь поверхностные знания о предмете исследования.
ЭФФЕКТ ХУЖЕ СРЕДНЕГО (или ЭФФЕКТ НИЖЕ СРЕДНЕГО)
Склонность человека недооценивать свои достижения и возможности по сравнению с другими людьми. Некоторым индивидам свойственно думать, что они хуже других в определённых областях, даже если это не соответствует действительности. Когда у человека возникает данное когнитивное искажение, он воспринимает свои шансы на успех в любом деле как крайне низкие.
ЭФФЕКТ ТАМАГОЧИ
Зависимость человека от электронной игрушки, мобильного телефона или другого устройства. Ему могут быть подвержены все люди независимо от возраста и гендерной принадлежности. Результат воздействия на психику может быть, как положительным, так и отрицательным.
ЭФФЕКТ ПЛАЦЕБО (от лат. placebo — «поправлюсь»)
Выражается в положительном психологическом или физиологическом изменении состояния человека под воздействием определённых препаратов, которые в силу своего химического состава не способны повлиять на состояние здоровья. Другими словами, эффект можно охарактеризовать, как применение «пустышки» для выздоровления. Он объясняется особой верой человека в действенность используемого лекарства и силой самовнушения.
ЭФФЕКТ НОЦЕБО (от лат. nocebo — «я поврежу»)
Является обратным эффекту плацебо и заключается в отрицательном воздействии от «пустого», по своему химическому составу, лекарства. Также у человека может ухудшиться самочувствие после того, как он узнаёт о возможных побочных эффектах препарата, который он принял. Кроме того, эффект усиливается, когда доктор, назначивший лекарство, или производитель препарата, не вызывают особого доверия. Эффект ноцебо объясняется самовнушением и защитной реакцией отрицания. Человек начинает убеждать себя, что препарат ему не поможет, а наоборот навредит и ему станет только хуже. В связи с чем, у него появляются негативные эмоции, повышается тревожность и состояние человека ухудшается.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, оно, скорее всего, быстро сотрётся из ума и памяти. Например, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его прерывает телефонный звонок. Когда разговор будет окончен, человек тут же вспомнит, на каком моменте он остановился, и что должно происходить дальше. А вот если друг позвонит ему уже после того, как написана последняя страница, то задумка и её детали быстро забудутся.
ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДА
Оптический обман, названный в честь немецкого профессора метеорологии Вильгельма фон Безольда (1837−1907), который обнаружил, что цвет может выглядеть по-разному в зависимости от его соотношения с соседними цветами.
ЭФФЕКТ СВИДЕТЕЛЯ
Социально-психологическая теория, которая утверждает, что люди с меньшей вероятностью предложат помощь жертве в присутствии других людей.
ЭФФЕКТ ТЕЛЕСКОПА
Относится к временному смещению события, при котором люди воспринимают недавние события как более отдалённые, чем они есть на самом деле, а отдалённые события — как более недавние, чем они есть на самом деле.
ЭФФЕКТ ЛОЖНОГО КОНСЕНСУСА
Является распространённым когнитивным предубеждением, которое заставляет людей «рассматривать свой собственный поведенческий выбор и суждения как относительно распространённые и соответствующие существующим обстоятельствам». Другими словами, они предполагают, что их личные качества, характеристики, убеждения и действия относительно широко распространены среди населения в целом.
ЭФФЕКТ ЧРЕЗМЕРНОЙ УВЕРЕННОСТИ
Устоявшаяся предвзятость, при которой субъективная уверенность человека в своих суждениях достоверно превышает объективную точность этих суждений, особенно когда уверенность относительно высока.
ЭФФЕКТ НЕГАТИВНОСТИ
Представляет собой когнитивную предвзятость, которая заключается в том, что даже когда происходят позитивные или нейтральные события равной интенсивности, вещи более негативного характера (например, неприятные мысли, эмоции или социальные взаимодействия; вредные/травмирующие события) оказывают большее влияние на психологическое состояние и процессы человека, чем нейтральные или позитивные вещи. Другими словами, что-то очень позитивное, как правило, оказывает меньшее влияние на поведение и познание человека, чем что-то столь же эмоциональное, но негативное.
ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ
Психологи обнаружили, что мы по-разному ведём себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий. Причём они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория вполне может быть и выдуманной. О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.
ЭФФЕКТ СЛЕПОГО ПЯТНА
Один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее. Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений. Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны.
О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.