С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним.
В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа.
В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии.
На картине Игоря Сушенка «Вход Господень в Иерусалим», которая находится в здании Института модернизации русского реалистического искусства в Москве, запечатлена эта атмосфера ликования, охватившая Иерусалим, когда Христос въезжает в город на ослике.
Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения.
Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36).
Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).
Иудеи, съехавшиеся в Иерусалим со всего света на Пасху, славят «сына Давидова, Царя Иудейского», устилают Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Все они собрались здесь потому, что по законам иудаизма, каждый верующий должен был на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.
Самые богатые из них закалывали телят, те, кто победнее, — ягнят, а самые бедные приносили в жертву голубей. Так как многие иудеи прибывали в город издалека, специально для них жертвенных животных продавали на улицах города.
Кого же мы видим на этом полотне?
Удивленный эллин (на его голове типичная для того времени шапка из коровьей кожи) взирает на пророка из Назарета. Евангелист Иоанн повествует, что эллины — речь идет о греческой общине — тоже пришли в Иерусалим на Пасху и хотели увидеть Христа (Ин 12:20—22).
Ликующий иудей, приехавший на праздник из Эфиопии. Эфиопские иудеи и по сей день живут в этой стране, считая себя потомками царя Соломона и царицы Савской.
Фарисеи — представители влиятельного направления в иудаизме, которое проповедовало точное соблюдение всех религиозных предписаний. Несмотря на то, что Христос постоянно обличал их лицемерие, фарисеи тоже встречали Христа в Иерусалиме как возможного Царя Иудейского — настолько им были ненавистны поклоняющиеся языческим богам римляне.
Книжник иудейский — представитель самой образованной прослойки общества, наделенный правом толковать закон иудейский. Книжники часто спорили с Христом, считая вместе с фарисеями, что Он нарушает религиозные предписания.
Римские воины, испуганные кричащей толпой.
В то время Иудея была одной из самых неспокойных провинций Римской империи, поэтому во время Пасхи в Иерусалиме численность римского гарнизона возрастала в разы.
Христос вошёл в город через Золотые Ворота. Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма.
Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге — и в Свой дом.