Мария Башкирцева стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр.
Она родилась в 1858 году под Полтавой в богатой дворянской семье. В 1872 году семья переехала в Ниццу.
С детства Мария жаждала признания и славы, мечтала блистать в свете. Казалось, что для этого у девушки было все. Она слыла красавицей, обладала талантами и была блестяще образована. Кроме русского и украинского языков Мария свободно владела несколькими европейскими, а также латынью и древнегреческим. Читала в оригинале Платона, Гомера и Аристотеля.
Играла на фортепиано, арфе и гитаре. Занималась вокалом и обладала уникальным меццо-сопрано. Мария собиралась стать певицей, но из-за болезни у нее пропал голос, а потом постепенно она стала терять и слух.
В 18 лет, когда туберкулез лишил её возможности петь, Башкирцева решила посвятить себя живописи.
Публика принимает художницу, она получает заказы на написание портретов, многие дамы с удовольствием ей позируют.
Творческий путь Башкирцевой был недолог — всего семь лет, но за это время она покорила и Лазурный берег и Париж.
В России Мария бывала редко, настоящей её любовью была Европа.
«Дневник» и полотна Марии Башкирцевой по-прежнему восхищают каждого, кто прикасается к ее уникальному творческому наследию.
Рисунки и картины М. К. Башкирцевой, юной ученицы Р. Жюльена неоднократно вызывали сенсации в парижских Салонах.
Творчество художницы — портреты и жанровую живопись — отличает демократическая направленность.
Острота психологической характеристики в ее картинах сочетается с исключительным вниманием к гармонии цветовых отношений, к красоте живописной фактуры, к законченности формы.
Эти черты свойственны и полотну «Дождевой зонтик».
На фоне грязно-серой стены четко выделяется силуэт зябко кутающейся в шаль девочки под сломанным зонтом.
Пристален взгляд ее печальных серых глаз, устремленных на зрителя. В них читаются ожидание и одиночество. Тонкая гармония серебристо-черных тонов «обострена» в картине введением золотисто-розовых оттенков. Произведение создано Башкирцевой за год до ее ранней смерти. Двадцатитрехлетняя художница предстает в нем сложившимся и серьезным мастером.
Она оставила после себя картины, которые хранятся в лучших музеях, и дневник, которым зачитывалась вся просвещенная Европа.
Из всех картин Марии Башкирцевой на сегодняшний день известно о существовании 150 полотен и пастелей, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре.