Центральным понятием медицины Агни-Йоги является представление о психической энергии.
Это трудно определяемый термин, в современной науке ему более всего соответствует представление об «информационно-энергетическом поле живого организма», или понятие «форон», которое введено в научную лексику Збигневом Волковским для объяснения ряда парапсихических феноменов человеческой психики.
Учение Живой Этики утверждает, что человеческий организм в соответствии со своим физиологическим и психическим состоянием способен излучать во вне и воспринимать из окружения особого рода информационно-энергетические потоки, несущие информацию и передающие силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам.
Не останавливаясь на теоретическом обосновании феномена, называемого в книгах Учения Живой Этики «психической энергией», перейдём к изложению самого учения о психической энергии, — важнейшем факторе исцеления человека и главном орудии врача при влиянии на организм пациента.
«Человек отлично знает внутренно о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрёт поражённое место рукою. Желая обратить внимание, он топнет ногою, он знает, что именно конечности испускают энергию.
В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног.
Но трудно человеку в обиходе признать собственную мощь» (Аум, 571).
Древние источники называли по-разному ту внутреннюю силу, которая находится в каждом из нас в связанном как бы спящем состоянии.
Но все древние манускрипты, будь то индийские, китайские или древнеегипетские, единодушно признавали тот факт, что внутренняя мощь человека — это энергия космического масштаба.
А единство энергий человеческого организма с космическими энергиями убедительно, на их взгляд, доказывает беспредельность и неисчерпаемость феномена, имя которому — Человек.
В Древней Индии эту высокую энергию называли «Прана», в Древней Персии — «Невидимый Огонь», а в Древнем Китае — «Ци».
Любопытно, что во всех древних медицинских трактатах психоэнергию так или иначе связывали именно с понятиями «огня» и «теплоты».
Учение Живой Этики имеет второе наименование — Йога Пламени Духа, или Агни-Йога.
Не случайно представления о психической энергии организма человека положены в основание Агни-Йоги!
Отличие представлений Учения Живой Этики о психической энергии от вышеуказанных заключается в том, что в медицине древних народов внутренние энергии человеческого организма рассматривались как пассивные агенты связи различных органов и систем организма друг с другом и с явлениями, разворачивающимися за пределами организма во внешней среде.
Психическая энергия, как она понимается в Агни-Йоге, — это нечто, могущее находиться под полным контролем сознания человека.
Это — активно-сознательная энергетика организма, соответствующая всем движениям мыслей, эмоций и воли конкретного человека.
«Ци» же в Китае больше понималось медиками как пассивная циркулирующая по каналам тонкого тела «жизненная энергия».
В древнекитайской гимнастике Ци-гун, как и в древней индийской Йоге, человек посредством длительных и регулярных сознательно-волевых усилий, сопряжённых со специальными физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой, мог производить набор энергии из окружающей среды и активно направлять её на нужный объект — как в пределах собственного организма, так и вне его.
«Психическая энергия», «Ци», «Прана», «невидимый огонь» — это синонимы единой реальности — управляющей энергии человеческого организма, ответственной как за взаимосвязь процессов в самом организме, так и за связи организма с процессами окружения.
И потому столь велика роль психической энергии в лечебно-диагностическом процессе!
Поэтому каждый врач обязательно должен был владеть приёмами и навыками восприятия, анализа и передачи психической энергии — своего главного орудия и инструмента.
«Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь вдруг проходит почти без следа.
Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно.
Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия, — психическая энергия; только она одна может изменить течение болезни» (Аум, 354).
Учёные спорят о физической природе и математических моделях паранормального восприятия и психоэнергетического воздействия на окружающее.
Природу самых различных пси-феноменов изучает парапсихология — наука о сверхвозможностях человека, развившего в себе природный дар сознательного управления психоэнергией.
Одной из наиболее часто встречающихся гипотез является гипотеза о существовании особого вида реальности Мироздания — психической энергии.
Той самой энергии, о которой в один голос твердили врачеватели всех времён и народов, которой они сознательно пользовались, помогая своим пациентам, которую до сих пор не признают академики и профессора лишь потому, что психическую энергию трудно «пощупать» прибором, если не можешь сам воспринять её.
Можно лишь самому развить в себе способность к восприятию и генерации её, и только в личном опыте убедиться в существовании этой реальности.
Вот что по этому вопросу сказано в одной из книг, завершающих серию «Агни-Йога»: «…Около этого понятия (психической энергии — С.К.) происходит немало недоразумений.
Одни вообще отрицают существование этой энергии, другие думают, что она является целительной во всех отношениях; третьи полагают, что психическая энергия существует лишь для немногих.
Конечно, психическая энергия имеется во всём сущем, но как энергия она обладает всеми качествами таковой.
Как энергия, она есть возбудитель и напрягает центры (речь идёт об энергорегулирующих Центрах тонкого тела человека — С.К.).
Если в организме имеется заболевание, то оно может быть напряжено той же энергией (и проявится в обострившихся признаках заболевания — С.К.).
Можно до некоторой степени урегулировать устремление психической энергии.
Мысль возвышенная или сосредоточенная может увлечь энергию по другому каналу и может вызвать целительное качество энергии.
Но каждое кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении пораженного органа.
Будет мудр тот врач, который скажет больному — „не кощунствуйте, не проклинайте“.
Много раз мы указывали на целительные свойства доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии (синоним энергии психической — С.К.)…
Безошибочно можно сказать, что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии.
Но люди не хотят понять, что их свободная воля будет сильным импульсом в пользовании психической энергией.
Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем больше он поможет себе…» (Надземное, 275).
При взаимодействии людей их психические энергии вступают в контакт — и происходит взаимообмен энергиями, так или иначе отражающийся на самочувствии и настроении каждого из участников контакта.
Обычно такие взаимовлияния почти не осознаются, так как в целом уровень потенциала психической энергии у людей примерно одинаков и значительных перемещений энергии (по аналогии с законом «сообщающихся сосудов» в гидравлике) в обыденной жизни не отмечается.
Однако, если встречается пышущий здоровьем человек с умирающим, истощённым болезнью человеком, эффект энергообмена может быть весьма значителен.