Илларион Михайлович Прянишников — русский живописец, творивший во второй половине XIX века, член-учредитель Товарищества передвижников и активный участник художественных выставок.
Мастер работал в реалистической манере и предпочитал бытовой жанр, затрагивая в своих произведениях острые социальные проблемы.
В этой картине художник мягко и тактично раскрыл тему неравного брака — скромную барышню из небогатой семьи выдают замуж за состоятельного, но старого мужчину.
Художник изобразил утро перед свадьбой.
В комнате собралось все семейство и прислуга. Юная невеста в свадебном платье и пышной фате сидит тихая и покорная, сложив руки на коленях.
В глазах ее угадывается печаль и обреченность. Справа от нее — отец, усатый пожилой мужчина, к черному парадному сюртуку которого прикреплен орден святого Георгия. Он с нескрываемым подобострастием и благодарностью смотрит на собеседницу — пышнотелую даму в алом шелковом платье с кружевными манжетами.
Скорее всего, это сваха, которая помогла ему устроить выгодный брак дочери.
Мать стоит за спиной супруга, скрестив руки и укутавшись в коричневую шаль. На ее лице — напряжение и тревога, видно, что она переживает о судьбе дочери. К окну прильнул мальчик и рассматривает происходящее на улице, желая первым увидеть шафера.
На заднем плане — лакей. Высокий и статный, он держит в руках лисью шубу и озирается по сторонам, разглядывая скромный, но опрятный интерьер с простой мебелью и выпускной виньеткой на стене. Грамотно выстроенная композиция выполнена в приглушенной палитре с преобладанием светло-серых пастельных тонов.
В убедительном рисунке художник четко передал все детали, которые помогают зрителю понять тему произведения и отношение автора к ней.
Картина «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова — эмоциональное и динамичное произведение, которое в наши дни экспонируется в Серпуховском художественном музее.
Правдивое изображение тусклой жизни обывателей XIX века называют одной из лучших работ мастера и жемчужиной серпуховской коллекции.