Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Фёдор Решетников - картина «Достали языка»

Этим жанровым полотном художник начал целый цикл своих картин на детскую тематику.

Причем произошло это неожиданно во время Великой Отечественной войны (1943 год).
Приехав в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. Дети всегда играют в то, чем живут взрослые. Страна жила Великой Отечественной войной с Гитлером и ожиданием победы. В это и играли дети.

А дальше художник просто запечатлел на холсте увиденное.

Так, неожиданно для себя, Ф. Решетников открыл для своего творчества новый жанр — детство. Правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова.
* Супруга художника — Лидия Бродская, дочь художника И.Бродского.

Решетников стал мастером-создателем эталонных соцреалистических произведений о детях СССР. Его картины с четко построенной фабулой всегда идейно-политически выдержанны. В этом жанре детской тематики, как сказано в официальных и официозных работах искусствоведов, «Художник с присущим ему добрым юмором и наблюдательностью показывает отражение происходящих событий на сознании детей».

На полотне изображена детская игра в летний солнечный день.
Среди детей — верный домашний друг пёс — без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни — как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма (ну куда они, животные, без хозяина!)

Дети — оборванные и нищие военные дети — играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой — символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.

А вот и тот, кого назначили врагом — маленький, упирающийся… За что его назначили во враги, чем не угодил этим «героическим» соседским ребятам… Ведь наверняка не по своей воле пошел во «фрицы». Да он и не пошел, он не хочет!
Но не может вырваться из цепких рук держащих его дворовых товарищей, один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра идёт в стране.

Дети играют в то, во что и взрослые — в то, что происходит на самом деле.

Картина четко выдержана в духе социалистического реализма. В 1944 г. — то есть еще до окончания войны — это полотно экспонировалось на выставке «Героический фронт и тыл».
Картина «Достали языка» была принята как вполне соответствующая духу времени и поначалу получила распространение, но в последующие годы ее популярность стала утрачиваться и уж точно не достигла такого размаха, как другие, более поздние, произведения Ф. Решетникова той же детской тематики — «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».

И тому есть причины.

Картина запечатлела жестокий момент в детской игре, за которой стоит чёткое разделение на «своих» и «чужих», когда любого человека можно обозначить как врага. И на роль врага обречены самые маленькие, самые беззащитные.

Если в созданной позднее картине «Опять двойка» художник показал зрителю лицо и глаза явно отрицательного персонажа — и оно, это лицо, оказалось таким милым и симпатичным, таким живым, таким настоящим, что все зрители оказались на стороне этого отрицательного двоечника, — то в «Языке» глаз и страданий ребенка, назначенного во враги, мы не видим.
Мы не знаем его переживаний, а видим лишь худенькую фигурку несчастного, чем-то не угодившего другим мальчишкам, и потому назначенного «врагом».

За этой игрой стоит время. Время войны. Но не только. Война проходила во вполне определенных сложившихся условиях — происходящего в СССР.

Кто он, этот тщедушный, упирающийся ребенок, чем не по нраву тому, натянувшему на голову символ Красной армии и потому считающему себя хозяином положения?
Если в более поздних картинах Ф. Решетникова («Прибыл на каникулы» — 1948 г., «Опять двойка» — 1952 г., «Переэкзаменовка» — 1954 г. и др.) обозначено добро, то тут перед зрителем разворачивается сцена травли.

Место создания произведения: Москва.
Современное местонахождение картины: Брянский художественный музей

Опубликовала    06 апр 2024
2 комментария

Похожие цитаты

Спасите детишек Донбасса...

Спасите детишек Донбасса
От армии, что предаёт…
Там мальчик с четвёртого класса
Погиб, ведь стреляют в народ…
Там дети сидят по подвалам,
Привыкнув к обстрелам ночным…
Увы, Украины не стало…
Остался чернеющий дым…

Спасите детишек Славянска…
Верните им детство назад…
В АТО подло купленной адской
Погибло немало ребят…
И срочников всех обрекая

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  31 мая 2014

ПРИТЧА-РАССКАЗ «ДЕТИ»

Мой муж Фёдор построил дом, настоящий дворец, в два этажа, с верандой, балконами и даже двумя входами. Я тогда удивлялась, зачем разные входы, а он объяснил, что для сыновей — у нас их двое было, Иван и Костя.
Но всё сложилось по-другому. Началась война. Сначала ушёл Фёдор, потом один за другим два сына, а через несколько месяцев пришла из части похоронка — погибли оба…
Я сходила с ума. Хожу по пустому дому-дворцу и думаю — как жить?
Работала я в это время в райкоме, мне с…

Опубликовала  пиктограмма женщиныфунтик  20 авг 2012

Мама, ты вчера была живая…
Вышла рано утром на балкон…
Только пуля снайпера шальная
Увела тебя в далёкий дом…
Папа говорит, что там с тобою
Ангелы вокруг и облака…
Мама, всё что нужно для покоя —
Чтоб в твоей руке моя рука…

Мама, ты гулять не отпускала,
Говорила: «Сын, у нас война»
Машиного папку расстреляла
Наша неуклюжая страна…
Машке говорил: «Не плачь, подружка,

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  28 мая 2014

До глубины души тронул статус одной женщины:"Я сына родила не для войны, я не отдам его во вражеские руки! Мне звания посмертно не нужны! Мне нужен смех моих счастливых внуков!"

Опубликовала  пиктограмма женщиныСолнышко ЕГО  23 июл 2014

Сочинение украинской школьницы.

Я была ученицей примерною
Вместе с сотней других детей,
О войне, как и вы, наверное
Знала только из новостей.

Я не знаю всех ли увижу я Этой осенью снова за партами:
Расплатились многие жизнями
За судьбу политической карты.

Я не знаю какими законами,
По каким таким чёрным правилам,
Нас, когда-то родные народы,
Ненавидеть друг друга заставили.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  27 июн 2014