Этим жанровым полотном художник начал целый цикл своих картин на детскую тематику.
Причем произошло это неожиданно во время Великой Отечественной войны (1943 год).
Приехав в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. Дети всегда играют в то, чем живут взрослые. Страна жила Великой Отечественной войной с Гитлером и ожиданием победы. В это и играли дети.
А дальше художник просто запечатлел на холсте увиденное.
Так, неожиданно для себя, Ф. Решетников открыл для своего творчества новый жанр — детство. Правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова.
* Супруга художника — Лидия Бродская, дочь художника И.Бродского.
Решетников стал мастером-создателем эталонных соцреалистических произведений о детях СССР. Его картины с четко построенной фабулой всегда идейно-политически выдержанны. В этом жанре детской тематики, как сказано в официальных и официозных работах искусствоведов, «Художник с присущим ему добрым юмором и наблюдательностью показывает отражение происходящих событий на сознании детей».
На полотне изображена детская игра в летний солнечный день.
Среди детей — верный домашний друг пёс — без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни — как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма (ну куда они, животные, без хозяина!)
Дети — оборванные и нищие военные дети — играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой — символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.
А вот и тот, кого назначили врагом — маленький, упирающийся… За что его назначили во враги, чем не угодил этим «героическим» соседским ребятам… Ведь наверняка не по своей воле пошел во «фрицы». Да он и не пошел, он не хочет!
Но не может вырваться из цепких рук держащих его дворовых товарищей, один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра идёт в стране.
Дети играют в то, во что и взрослые — в то, что происходит на самом деле.
Картина четко выдержана в духе социалистического реализма. В 1944 г. — то есть еще до окончания войны — это полотно экспонировалось на выставке «Героический фронт и тыл».
Картина «Достали языка» была принята как вполне соответствующая духу времени и поначалу получила распространение, но в последующие годы ее популярность стала утрачиваться и уж точно не достигла такого размаха, как другие, более поздние, произведения Ф. Решетникова той же детской тематики — «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».
И тому есть причины.
Картина запечатлела жестокий момент в детской игре, за которой стоит чёткое разделение на «своих» и «чужих», когда любого человека можно обозначить как врага. И на роль врага обречены самые маленькие, самые беззащитные.
Если в созданной позднее картине «Опять двойка» художник показал зрителю лицо и глаза явно отрицательного персонажа — и оно, это лицо, оказалось таким милым и симпатичным, таким живым, таким настоящим, что все зрители оказались на стороне этого отрицательного двоечника, — то в «Языке» глаз и страданий ребенка, назначенного во враги, мы не видим.
Мы не знаем его переживаний, а видим лишь худенькую фигурку несчастного, чем-то не угодившего другим мальчишкам, и потому назначенного «врагом».
За этой игрой стоит время. Время войны. Но не только. Война проходила во вполне определенных сложившихся условиях — происходящего в СССР.
Кто он, этот тщедушный, упирающийся ребенок, чем не по нраву тому, натянувшему на голову символ Красной армии и потому считающему себя хозяином положения?
Если в более поздних картинах Ф. Решетникова («Прибыл на каникулы» — 1948 г., «Опять двойка» — 1952 г., «Переэкзаменовка» — 1954 г. и др.) обозначено добро, то тут перед зрителем разворачивается сцена травли.
Место создания произведения: Москва.
Современное местонахождение картины: Брянский художественный музей