Для меня социальная справедливость — это когда люди, приносящие большую пользу обществу, имеют больше привилегий и возможностей. И, конечно, в этом плане социальной справедливости у нас сегодня не существует, и даже наоборот, складывается противоположная ситуация социальной несправедливости, или «справедливости» по капитализму.
Естественным следствием из этого явления становится всеобъемлющая сегрегация. Она в сфере культуры тоже есть, когда положение того или иного деятеля основывается отнюдь не на таланте и вкладе в общее дело. Сейчас есть четкое разделение на немногочисленную привилегированную группу, называющую себя творческой элитой, и на всех остальных работников творческих профессий, не имеющих доступа к государственному финансированию. Например, в киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. И никакие социальные лифты там не существуют. Неважно, какой у тебя уровень образования, культуры, профессионализма, компетенции, таланта, неважно, какую пользу обществу ты приносишь — если ты не принадлежишь к той или иной финансово-промышленной группе, то ты в этот избранный круг не попадаешь.
Поэтому сегодня не может быть ни Шукшина, ни Шолохова. И вот эту сегрегацию в культуре очень хорошо видно по участникам «голой вечеринки». Народ их осудил, рублем не голосует, на концерты не приходит, но при этом их место все равно никто занять не может. Новых не пускают. Забетонированный вход, и, конечно, отсюда получаем отсутствие высокохудожественных произведений, новых песен, фильмов, спектаклей.
Такая система «бетона» не способствует развитию культуры, искусства, не обогащает ни духовно, ни нравственно, а приводит исключительно к деградации нации. Я это очень хорошо вижу по конкурсной программе фильмов, которые сейчас отсматриваю как академик Российской академии кинематографических искусств. Эти фильмы идут на соискание премии НИКА — национальной кинематографической премии. Главные персонажи там — это зачастую проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники.