Картину «Минин и Пожарский» написал русский художник с итальянскими корнями Михаил Скотти в 1850 году.
Полотно посвящено событиям XVII века — так называемому «Смутному времени», начавшемуся после смерти Ивана Грозного и его наследников.
Это одна из самых известных картин, где изображены предводители второго ополчения.
Второе ополчение было организовано в Нижнем Новгороде. В октябре 1611 года земский староста Козьма Минин обратился к нижегородцам с призывом собрать средства и создать ополчение. Нижегородское войско вышло в поход в марте 1612 года под руководством князя Дмитрия Пожарского.
Придя в Москву, русское войско смогло одолеть польские отряды. В октябре 1612 года Россия праздновала полное освобождение от интервентов.
События Смутного времени художник решает в романтическом ключе.
На первом плане картины изображены главные герои этих событий — Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Князь держит меч и символ веры — знамя с Христом, вообще вся композиция картины напоминает иконописные изображения святых.
Минин, в простой крестьянской одежде, указывает рукой в сторону Москвы. Его волосы развеваются на ветру, а волевой ясный взор направлен на Дмитрия, в то время как Пожарский возвел глаза к небу, словно в молитвенном обращении.
В картине Михаила Скотти, так же, как и во многих работах других представителей академического направления, проявляются элементы театральности: статичные позы, однозначные жесты, взгляды, одежды героев, похожие на театральные костюмы.
Такое композиционное решение делает героев картины похожими, с одной стороны, на античных воинов, а с другой — на иконописное изображение святых. Все детали одежды выписаны очень тщательно. Лицам приданы правильные, привлекательные черты.
За спинами народных героев — вид Московского кремля с Успенской звонницей и колокольней Ивана Великого и многочисленные отряды воинов, готовых к борьбе с врагом.
Драматическую атмосферу последних минут перед решающей битвой подчеркивают зарево пожаров, густой дым и черные птицы, кружащие над Кремлем — так художник символически изобразил врагов, угрожающих свободе и безопасности Родины.
Но в просвете видно голубое небо, дающее зрителю намек на исход событий.
Колорит картины создает ощущение торжественности и напряжения. Сочетание золотого, красного и коричневого контрастирует с темным, неясным фоном.
Даже если зритель не знает, кто эти люди и чем они заслужили стать героями этого полотна, не возникает сомнения, что это — благородные защитники, которые обязательно одержат победу над захватчиками.