Сирин и Алконост — два неразлучных символа, пара противоположностей.
Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое…
На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные.
Сирин — черная вестница печали, тоски по утерянному раю.
Алконост — светлый вестник радости и наслаждений.
Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса.
Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.
Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц.
Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья.
Сирин завершает старое, Алконост — начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола.
Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.
Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари.
Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе.
Великая гармония жизни.